Студ. Дзуцева А., ст. преп. Цориева Е. С.
Кафедра правовых дисциплин.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Предпринята попытка обратить внимание на некоторые предложения по изменению уголовного закона, которые, по мнению авторов, способствовали бы более эффективной борьбе с коррупцией.
Получение и дачу взятки справедливо относят к числу наиболее опасных коррупционных преступлений. Коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ.
Вопросы борьбы со взяточничеством всегда были актуальными и спорными в науке и на практике. В настоящий момент это обусловлено еще и тем, что меры, направленные государством на борьбу с этими преступлениями, оказываются зачастую малоэффективными.
Правоохранительная система страны не справляется с задачей борьбы со взяточничеством. Мы солидарны с авторами, которые обусловливают такую ситуацию рядом причин:
1) одни меры уголовного преследования не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества; борьба со взяточничеством – не криминальная, а системная проблема;
2) качество работы правоохранительных органов, которые сами разлагаются под воздействием мздоимства и лихоимства, представляется весьма низким, а профессиональный уровень работников в общей массе не соответствует сложности проблем;
3) правоохранительная система не может в одиночку справиться с этой задачей; ее должны решать сообща государство и гражданское общество» [1].
Перед российским государством стоит задача определения основных принципов в системе мер борьбы со взяточничеством, которые бы лежали в основе эффективного предупреждения этого сложного социального явления. Предполагается, что «принципы, касающиеся предупреждения взяточничества, применяются как метод саморегулирования организаций или предприятий. Добровольное соблюдение этих принципов государственными органами, учреждениями и хозяйствующими субъектами будет не только способствовать обеспечению высоких стандартов честности в деловых контактах как между предприятием и государственными учреждениями, так и между самими предприятиями, но и будет защищать предприятия, которые являются жертвами попыток вымогательства» [2].
Исключительно высокая общественная опасность взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти в глазах общества. Масштабы взяточничества оказывают разрушительное влияние на моральное здоровье нации, формируют негативный образ публичного служащего, порождают у граждан уверенность в его продажности, способствуют криминализации общества в целом и усиливают пренебрежение к закону.
Нередки случаи, когда взяточничеству сопутствуют другие преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким: экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов); против собственности (мошенничество, присвоение и растрата); против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора) и др.
Получение и дача взятки относятся к числу трудно доказуемых преступлений. ............