Студ. Максимова Н. В., асс. Сугаров С. Р.
Кафедра гражданского права и процесса.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Рассматриваются вопросы законодательного урегулирования положения публичных и непубличных обществ в российском корпоративном праве.
Корпоративное право в России на сегодняшний день – одна из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей права. Истоки его теряются еще в дореволюционных временах, однако именно корпоративное законодательство начало формироваться в конце 80-х CC в., т.е. в момент перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Такая резкая перемена и обусловила пробелы и недоработанность современного российского корпоративного законодательства в отличие, например, от более устоявшегося и гармоничного европейского, прошедшего более долгий путь развития (известно, что концепция компании с ограниченной ответственностью зародилась в Европе еще в XVII в.)[1] .
Одной из проблем, требующей законодательного урегулирования, является система организационно-правовых форм юридических лиц. В настоящее время ФЗ «Об акционерных обществах» делит акционерные общества на закрытые и открытые [2]. Между ними можно выделить следующие различия [3]:
Возможность свободного обращения акций: право свободного отчуждения акций в ОАО и преимущественное право на покупку акций ЗАО акционерами этого общества;
Способ эмиссии акций: ОАО вправе проводить открытую подписку и осуществлять их свободную продажу; ЗАО может проводить только закрытую подписку, акции распределяются между учредителями или заранее определенным кругом лиц;
Минимальный размер уставного капитала: не менее 1000 МРОТ для ОАО и 100 МРОТ для ЗАО;
Число акционеров: количество участников ЗАО не должно превышать 50 человек;
Форма участия государственных органов: госорганы по общему правилу не могут выступать в роли учредителя ОАО, а ЗАО – только если это бывшие государственные или муниципальные приватизированные предприятия;
Обязательства по раскрытию информации: для ОАО раскрытие информации о его деятельности обязательно, для ЗАО - только в случае публичного размещения им ценных бумаг.
Как организационно-правовая форма, акционерное общество должно использоваться бизнесом, ориентированным на привлечение капитала с помощью институтов и инструментов фондового рынка. Основную часть регулирующих норм акционерного законодательства следует посвятить именно такому акционерному обществу. ЗАО же практически дублирует ООО, за исключением нескольких деталей: акционеры, в отличие от участников ООО, не могут выйти из общества и потребовать выплаты им действительной стоимости их акций, и ЗАО обременено необходимостью регистрировать выпуск акций. При этом нынешняя система ведения реестра повышает риск корпоративного захвата, так как при бездокументарной форме выпуска акций права акционеров больше нигде не фиксируются [4]. Поэтому разумнее было бы законодательно определить единую модель акционерного общества без деления на ОАО и ЗАО, как в континентальной системе права, предусмотрев дифференцированную систему регулирования в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал, и где обращаются акции. Компании, которые не планируют привлекать капитал на рынке ценных бумаг, должны получить экономический стимул для перехода в организационно-правовую форму, выбранную соответственно их стратегии развития, например, в общество с ограниченной ответственностью.
Различие между «публичным» и «непубличным» акционерным обществом должно определяться, прежде всего, фактическими обстоятельствами – размещением и/или обращением акций общества среди неопределенного круга лиц. ............