Содержание
Введение
1. Некролог
2. Некролог как жанр биографии
Заключение
Список используемой литературы
Введение Еще в первые века христианства принято было записывать в церковных книгах имена умерших священнослужителей, благотворителей и прихожан, которые провозглашались во время богослужения, чтобы паства молилась за них. В Средние века эти церковные записи перешли в списки или календари, которые велись при духовных учреждениях и монастырях. Сюда вносились, кроме подвижников и мучеников, папы и государи, архиепископы и епископы, настоятели и настоятельницы монастырей, начальники и члены духовных орденов, благотворители и лица, заказавшие вечные мессы.
Уже в VII веке эти списки были очень распространены. Вслед за смертью настоятеля или епископа во все соответственные учреждения отряжался гонец с извещением о его кончине. Эти извещения, первоначально заключавшие в себе лишь традиционную формулу, обратились позднее в длинные панегирики усопшему, литературное значение которых иногда не ниже значения палеографического и исторического. День получения известия заносился в списки вместе с именем усопшего. Извещения составлялись по следующему образцу: сперва шел напыщенный риторический панегирик, затем следовало жизнеописание, с новым восхвалением добродетелей усопшего, но – говорилось в заключение, – каковы бы ни были его достоинства, он был человек, подверженный и людским недостаткам: надо молиться о прощении его грехов.
В России этот жанр существует с момента зарождения периодической печати в России – с петровских «Ведомостей». А в Положении об издании губернских газет 1837 г., утвержденном императором Николаем I, предписывалось в неофициальном отделе публиковать «некрологи известных в губернии лиц, заслуживающих общего внимания».
Если верить статистике, то одна из самых читаемых в газете рубрик – некрологи. Может, потому, что смерть, как все неизведанное и до конца не понятое, невольно притягивает людей, а может, взор читателя привлекает обычно сопровождающая некролог черная рамка, заметно выделяющая сообщение о смерти среди всех других на газетной странице.
Но мало кто из нас когда-нибудь задумывался, что на самом деле некролог – это гораздо большее, нежели печальная новость, воздающая дань памяти и уважения человеку, ушедшему в мир иной. Некролог вполне может играть роль своеобразного индикатора общества, выявляя те или иные его характерные черты. Сообщение об умершем скажет многое и о живущих. (Прямо-таки единство и борьба противоположностей.)
Такой необычный взгляд на этот древний жанр принадлежит старшему преподавателю кафедры философии ТвГУ и старшему научному сотруднику Института человека РАН кандидату философских наук Сергею Корсакову, коллекционирующему некрологи.
Цель работы – рассмотреть некрологи как жанр биографии и его использование в деятельности пресс-службы.
1. Некролог Нередко не только в быту, но и в научной литературе биографией называют жизнь человека (по крайней мере, ряд ключевых событий этой жизни), однако словарное значение данного слова – «жизнеописание»[1].
Иногда это определение варьируется и дополняется. ............