Часть полного текста документа: Немецкая классическая эстетика Введение Немецкая классическая эстетика ХУШ-Х1Х вв. - важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Наиболее выдающимися ее представителями были Кант, Фихте, Шиллер, Гегель, Фейербах. Их главной заслугой является понимание эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение ее в свои философские системы. Диалектический метод исследования немецкие философы успешно применяли не только к изучению эстетических проблем, но и к анализу всего мирового художественного процесса. Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с важнейшими задачами данного исторического периода, постоянно подчеркивая их тесное взаимодействие с жизнью общества и человека. Эстетические концепции содержали в себе гуманистические тенденции, ибо опирались на диалектический метод исследования и рассматривали художественную культуру исторически. Немецкая классическая эстетика оказала сильнейшее влияние на развитие эстетических теорий Англии, Франции, Италии, России. И. Кант Основоположником немецкой классической эстетики был выдающийся философ И. Кант (1724-1804). Главным сочинением Канта по эстетике стала "Критика способности суждения" (1790). Вслед за "Критикой чистого разума" (1781)и "Критикой практического разума" (1778), она представляет собой третью часть его теории познания, излагающую три основных вида "общих способностей души". Эстетическая часть "Критики способности суждения" состоит из двух разделов: "Аналитика прекрасного" и "Аналитика возвышенного". В "Аналитике прекрасного" Кант объясняет природу эстетического суждения, которое, по его мнению, отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является "суждением вкуса", в то время как логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное. Кант определяет четыре момента субъективного восприятия прекрасного: * прекрасное свободно от практического интереса; * прекрасное носит всеобщий характер и имеет значение для каждого; * красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели; * прекрасное есть то, что нравится без понятия, как предмет необходимого любования. Во второй части "Критики способности суждения" - в "Аналитике возвышенного" - Кант развивает свое учение о возвышенном. Философ подчеркивает, что возвышенное обладает теми же четырьмя характеристиками, что и прекрасное. Возвышенное также свободно от интереса, оно имеет значение для всех, оно целесообразно и необходимо. Между тем Кант показывает и различие. Он выделяет два типа возвышенного: "математически возвышенное" и "динамически возвышенное". Примером первого являются величины, имеющие протяженность во времени и пространстве: небо, океан; второе - выражает величины силы и могущества: наводнения, землетрясения, ураганы. В обоих случаях возвышенное подавляет наше воображение. В "Критике способности суждения" Кант уделяет внимание и двум другим основным категориям эстетики - трагическому и комическому. ............ |