РЕФЕРАТ
"Немецкая классическая философия"
План
Вступление
1. Отрицательная диалектика И. Канта
2. Антитетическая философия Фихте
3. Философия абсолютного тождества Шеллинга
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Литература
Вступление
Выдающаяся роль немецкой классической философии в истории философии заключается в разработке диалектики как учения о развитии, о противоречиях как источнике развития бытия, человеческого общества и мышления. Достижения геологии, эмбриологии, физиологии растений и животных, химии и других наук наглядно убеждали в существовании взаимной связи и развитии как в неживой, так и в живой природе. Промышленная революция в Англии, невиданный рост производительности труда, революционные движения во Франции и других странах приводили к выводу о наличии общественного прогресса. Так что идея диалектики буквально висела в воздухе. К классикам немецкой философии традиционно относят И. Канта (1770–1831), У.Г. Фихте (1762–1824), Ф.В. Шеллинга (1775–1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831).
1. Отрицательная диалектика И. Канта
Родоначальником немецкой классической философии был И. Кант. Его творчество принято делить на два периода: докритический и критический. В докритический период Кант уделял много внимания естественнонаучным вопросам. Он высказал гипотезу об образовании солнечной системы из вращения пылевидной туманности и теорию замедления вращения Земли из-за приливного трения. Это дало Канту возможность представить развитие не только как свойство преходящих вещей, но и как всеобщий атрибут Вселенной.
В так называемый критический период Кант обратился к исследованию форм познания и границ наших познавательных способностей. В своей главной работе «Критика чистого разума» он ставит вопрос, как возможно познание чистого разума, т.е. разума, осуществляющего познание с помощью логических рассуждений без обращения к опыту.
Чистая математика, по Канту, возможна потому что для конструирования своих понятий (числа, геометрической фигуры и др.) она будто бы использует такие априорные (не данные в опыте) формы чувственного созерцания, как пространство и время. А соответствие явлений образам, которые создает математика, по Канту, обусловлено тем, что восприятие этих явлений всегда происходит во всеобщих априорных формах пространства и времени.
Реальность природы, говорит Кант, несомненна и может быть удостоверена опытом. Но теоретическое естествознание черпает свои знания о природе не из опыта, а выводит их посредством рассуждений.
Наш разум, соединяя представления о вещах в суждения необходимости и всеобщности, высказывает о природе определенные законы, предписывает природе законы, с помощью всеобщих категорий. Эти категории упорядочивают эмпирический материал, а потому они стоят над опытом и являются априорными. Из способности нашего разума к суждениям и делению суждений по качеству, количеству, отношению и модальности Кант выводит четыре группы категории: категории количества (единство, множественность, целостность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (субстанция, причина, взаимодействие) и модальности (возможность, существование, необходимость).
Итак, по Канту, разум, упорядочивая представление о вещах, не может ответить на вопрос, каковы вещи сами по себе. Для разума вещи сами по себе непознаваемы, т.е. ............