Часть полного текста документа: Ф. Ницше Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. Он был серьезным и уравновешенным мальчиком, очень рано почувствовавшим внутреннюю потребность в творческой деятельности. Его влекли поэзия и музыка, естествознание и классическая филология. В конце концов, он выбрал последнюю. Учась в университете, он так преуспел, что, когда освободилась кафедра в Базельском университете, его еще студента рекомендовали на это место. Это произошло в те дни, когда он втайне от всех думал бросить филологию ради химии. Оставив навсегда мечты заняться естествознанием, Ницше в 1869 году становится профессором филологии в Базеле. Живя там, Ницше постоянно общается с композитором Р. Вагнером, перед творчеством которого он в это время преклоняется. Их связывает не только музыка, но и увлечение философией Шопенгауэра Особенно привлекают их мысли последнего о музыке как прямом выражении мировой воли. Под влиянием Вагнера Ницше начинает работать над "Рождением трагедии из духа музыки" - первым произведении не Ницше филолога, а Ницше философа, или психолога, как он сам любил называть себя. Начавшаяся франко-прусская война вызвала прилив национального патриотизма у Ницше и он, хотя и был освобожден от воинских обязанностей из-за полученной во время студенческих военных сборов травмы, отправляется на фронт санитаром. В госпитале Ницше заразился дифтерией и какое-то время находился при смерти Перенесенная болезнь не прошла бесследно. В 1873 году у него началось резкое ухудшение здоровья, и всю последующую жизнь он страдал тяжелейшими головными болями. 200 дней в году проходили в жутких мучениях, которые истощали его. Из-за болезни ему приходилось часто прерывать преподавание, а в 1879 году уйти в отставку. В 1889 году начинается безумие. Ницше помещают в больницу, где он и умер в 1900 году Вернувшись после госпиталя в Базель, Ницше возобновляет преподавательскую и литературную деятельность Преподавательская карьера не сложилась из-за болезни Литературная же деятельность, благодаря силе воли, умению заставлять себя работать в те редкие минуты, когда боль утихала, была плодо-творной. За 17 лет Ницше создает около двадцати блестящих по форме, насыщенных оригинальными идеями произведений, которые, не встретив понимания у большинства современников (некоторые работы ему приходилось даже публиковать за свой счет), ставят его, по мнению его почитателей в XX веке, в один ряд с крупнейшими мыслителями Европы Духовная эволюция Ницше получила выражение в следующих, опубликованных самим автором, произведениях "Рождение трагедии из духа музыки" (1872); "Несвоевременные размышления Давид Штраус, исповедник и писатель" (1873), "О пользе и вреде истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр как воспитатель" (1874), "Рихард Вагнер в Байрейте" (1875-1876), "Человеческое, слишком человеческое" (1878), "Утренняя заря" (1881); "Веселая наука" (1882); "Так говорил Заратустра" (1883-1885), "По ту сторону добра и зла" (1886), "К генеалогии морали" (1887), "Казус Вагнер" (1888), "Сумерки идолов, или как философствуют молотом" (1888) Эти произведения можно считать этапными Кроме них им был опубликован и ряд других, менее значимых для анализа его творческой эволюции. В 1888 году Ницше написал еще две работы - "Антихрист Проклятие христианству" и "Ессе Ноmo Как становятся собой", которые были опубликованы уже без его участия. Среди работ, входивших до недавнего времени в корпус посмертно опубликованных трудов Ницше, особое место отво-дилось произведению "Воля к власти Опыт переоценки всех ценностей" Сестра Ницше, которая, по мнению многих исследователей, сыграла в его жизни зловещую роль, став, вопреки воле мыслителя, его душеприказчиком, опубликовала этот труд в 1906 году. ............ |