Часть полного текста документа:Ненасильственное воздействие на преступность 1. Аспект возможности социально-культурной деятельности В самом общем значении воспитательное (некарательное) воздействие служит возвращению правонарушителя в общество. Разумеется, возникает вопрос, каким образом преступник может быть принят обратно в то самое общество, которое было причастно к его преступлению (в частности, своей социальной дезорганизацией). Исполнение наказания без правонарушителя, конечно, немыслимо, однако оно всегда должно выходить за рамки воздействия на одного преступника и содействовать устранению общественных причин преступности. Его не следует представлять только как принудительное содержание людей в местах лишения свободы. Исполнение наказания связано с решением очень широкой уголовно-политической задачи, хотя это еще понимается недостаточно. Как способ возвращения правонарушителей в общество социально-культурная деятельность, иногда называемое реабилитацией или ресоциализацией, включает наряду с моделью воздействия (обращения) также модель справедливости. Обе эти модели содержат элементы социально-культурной деятельности. В ненасильственной модели справедливости такое воздействие имеет второстепенное значение, ее смысл заключается в гуманизации исполнения наказания. Она применяется на добровольной основе и не может навязываться ни прямо, ни косвенно. В модели ресоциализации не только преступник подвергается воздействию в рамках и посредством той социальной общины, в которой он живет или в которую он переводится из преступной среды, но также жертва преступления и некоторые социальные группы (например, с помощью семейной терапии), в которых живут и преступник и жертва. Наказание в виде применения телесного, психического или социального воздействия не содержит воспитательные элементы, поскольку подобное наказание превращает преступника в объект насилия. Оно наносит ему реальный ущерб (унижение, клеймение). Воспитательное и социально-культурное же воздействие должно помочь преступнику (возвратиться в общество), жертве (получить возмещение причиненного ей вреда) и обществу (избежать рецидивов, добиться примирения между преступником и его жертвой, восстановить и поддержать общественный порядок). Понятое таким образом воспитательное (некарательное) воздействие уже само по себе может стать моделью социально-культурного исправления преступника. Приведем иллюстрирующий пример столь неудобоваримого теоретического рассуждения. Например в России потребление алкоголя порождает ряд серьезных проблем. С точки зрения международных стандартов мы пьем не так уж много, но мы пьем при таких обстоятельствах, что это позволяет пьяницам уклоняться от социального контроля в его обычных формах. Поэтому понятно, что пьянство и контроль за потреблением спиртных напитков находятся в центре внимания нашего общества. Это важная и сложная проблема. Важная в связи с многочисленными и очевидными признаками неблагополучия. Сложная, потому что мы хотим отделаться от проблемы, а не от алкоголя. Поэтому мы не можем запретить само вещество, как сделали, например, с героином. В отношении большинства наркотических веществ мы официально проводим политику полного воздержания. Мы говорим, что наркотики вредны для каждого, за исключением случаев, относящихся к компетенции медицины. ............ |