Реферат
по философии
Тема: "Неомарксизм и постмарксизм. Философия техники"
Введение
Конец ХХ в. ознаменовался распадом Советского Союза, реставрацией капитализма в странах – бывших союзных республиках и других государствах бывшего социалистического лагеря. Авторитет марксизма как идеологической доктрины коммунистического пути развития человечества подвергся серьезным испытаниям. Но он по-прежнему остается высоким. Огромная часть населения постсоциалистических стран, столкнувшись с невиданными трудностями, продолжает видеть в марксизме учение, указывающее пути решения социальных проблем большинства. Под влиянием этих факторов ряд марксистов и его критиков стремится критически оценить идеологию строительства социализма КПСС, которую отождествляют с ленинизмом, с точки зрения ее соответствия подлинному марксизму и сделать футурологические поправки, опираясь уже на аутентичный, по их мнению, марксизм.
Возрождает неомарксизм, который, пожалуй, следует назвать постмарксизмом. В наш техногенный век наблюдается все возрастающий интерес к философии техники. Она вместе с постмарксизмом настойчиво ищет решение злободневных проблем современности.
Неомарксизм и постмарксизм
Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к истинному Марксу!» прозвучал впервые в 30-х годах ХХ в. Его выдвинули представители франкфуртской школы Хоркхаймар, Адаржо и др.
В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.).
Традиционный неомарксизм обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу.
Неомарксизм обвинял «советский марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание по мнению неомарксистов невозможно. Поэтому, полагают неомарксисты нужно целиком полагаться на «универсальное «критическое сознание»» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы иллюзорного, ложного и извращенного сознания.
В качестве новой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, освободительное движение в третьем мире.
В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных течений и политических движений, противопоставляющих себя «старым левым» – теоретикам и практикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших конец буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками такого неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся вокруг журнала «Zeitschrift far sozialforschunq».
В начале 60-х годов число новых левых стало быстро расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое движение в странах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. ............