Часть полного текста документа:Основные направления современной западной философии:неото- мизм.Компромис науки и религии, тенденции его развития после 2-го Ва- тиканского собора. Основные ориентации современной религиозной филосо- фии. Течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. Получил статус офицальной философской доктрины Ватикана после после опубликования в 1878 г. энциклики папы Льва 13-го. После 2-го Ватиканского собора (1962-1965) от- четливо обозначилась переоринтация неотомизма. Неотомизм ориенти- руется на рассмотрение и обоснование положений "вечной философии" через призму человеческого существования. Центральным для неото- мизма является принцип гармонии разума и веры. Защищаемая ими доктрина обладает универсальными возможностями, подниматься над полярностью материализма и идеализма, сциентизма и антисциентизма. Сторонники неотомизма утверждают предустановленное свыше непротиворечия единства данных веры и разума, взаимосвязь теоло- гии откровения, рационального богословия и метафизики. философс- кое умозрение, в интерпритации неотомизма, призвано ориентиро- ваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном итоге "светом веры". Онтология неотомизма имеет выход в сферу теории ценностей. Теоретики неотомизма утверждают, что в основе всего сущест- вующего лежит тотальность чистого божественного бытия. Божествен- ное бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и фик- сируемое лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансценденталиями, к числу которых относятся основной его "ли- ки"- единство, истина, благо и красота. Метафизика неотомизма со- держит подробное рассмотрение соотношение Бога и сотворенного бы- тия. В сфере сотворенного бытия существованию предшествует сущ- ность, и даруемая свыше. Фома Аквинский пологал, что в разуме творца присутствуют сущностные образцы - формы вещей. Неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, строит его со- образно с определенными сущностными образцами. Многообразие сотворенного бытия интерпритируется в неотомиз- ме при помощи идеи _гилеморфизма . : каждое конкретное образование - субстанция - рассматривается как состоящие из материи и духовной формы. Материя предстает в теории неотамизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Неотомизм провозглашает наличие Бога и его творения: творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степе- ни судить о нем самом. Принцип анология бытия служит опорой тра- диционных доказательств бытия Бога. В неотомизме различаются онтологическая и логическая истины. Если первая - продукт соответствия вещи интелектуальному замыслу Бога, то вторая связана с позновательной деятельностью человека, наделенным свойством объективности. Согласно гносеологии неото- мизма каждый материальный объект можно представлять как формаль- ный объект, интересующий познающего субъекта. Познание характеризуется как процесс дематериального содер- жанеия, полученного субъектом при отображения реальности. Представители неотомиэма ведут дискуссию о механизме опос- редования в процессе познания. ............ |