Часть полного текста документа:Непредикативность вины в феноменологии М. Хайдеггера Чернышева М.М. Обыденным и психологическим сознанием вина рассматривается как чувство, как результат безнравственного поступка, то есть предметное сознание пытается каким-то образом обозначить, определить вину. М. Хайдеггер рассматривает вину не на уровне предметного "наличного" понимания, а на уровне "присутствующего" понимания. Вина у Хайдеггера онтологична, она не имеет предикатов. Философ считает, что обоснованием бытия является непосредственность его экзистенциального переживания, которое может состояться только в "вот-бытии" или "присутствии" человека. Самая ранняя мысль, мысль о единстве мира, о мире как о "белом свете" принадлежит человеку. Человек, отмечает М. Хайдеггер, заложник бытия, он отдан бытию и мысли. Мысль в какой-то момент заявила свою претензию на то, чтобы быть и пытаться мыслить - удел человека. Человек - существо, суть которого состоит в "вот-бытии". "Вот-бытие" - изначально "понимающее бытие", "толкующее" себя бытие. Понимание - это способ бытия человека в мире и оно носит онтологический характер. Хайдеггер, пишет: "Понимание как раскрытие затрагивает всегда всю в целом фундаментальную устроенность бытия в мире" [1, 5]. Понимание как экзистенциал позволяет возвыситься над сущим и "схватить" смысл, "значимость" "присутствия". Значимое "вот-бытие" - это у Хайдеггера изначально "бытие-в-мире", бытие-вместе-с вещами. "Вот-бытие" как понимающее - это всегда "бытие-возможность"; бытие как то, чем оно могло бы быть. В возможности "вот-бытия" проявляется "забота". "Вот-бытие" "озабочено" тем, что оно есть, и "забота" позволяет ему быть открытым миру. Через "заботу" "вот-бытие" соприкасается с "бытием - при - внутри - мировом сущем". Поскольку человек и мир постоянно экзистенциально соприкасаются, то "забота" является важнейшим экзистенциалом существования человека. Хайдеггер подчеркивает, что благодаря "заботе" человек сам себя порабощает, ставя перед собой цель за целью, но в этом самопорабощении проявляется свобода человека. Если сущность человека - "вот-бытие", то человек является существом радикально "заброшенным" в бытие. Философ, отмечает: "Набросок наиглубочайше - личного можествования препоручен факту брошенности в здешность" [1, 9]. "Вот-бытие" как "понимающее бытие" и как "бытие-возможность" всегда "набрасывает" себя из своих возможностей, оно как бы "допускает" некоторые свои возможности. "Набросок" позволяет проявиться смыслу, сути "вот-бытия", позволяет "вот-бытию" осуществить себя. По мнению Хайдеггера: "... бытие здешности ..., понимая, может сказать себе самому: "Будь тем, что ты еси" [1, 6]. "Набросок" может проявиться в разных вариациях, и их осуществление может быть как подлинным, так и не подлинным, "осмысленным или бессмысленным", где смысл - это один из экзистенциалов бытия. В "наброске" вещь может показаться или как "подручная" вещь, вещь как средство, как вещь "для того, чтобы" или как "наличная" вещь. "Наличие" - это совокупность физических и технических вещей. "Наличие" стремится представить мир в виде интеграции причинно-следственных связей. Быть в "наличии" - это быть "сосчитанным", быть подвергнутым счету. Человеческое понимание постоянно соблазняется этим исчислением бытия, потому что, "наличное" бытие непосредственным образом касается бытия "присутствия". ............ |