Часть полного текста документа:Непрерывность спортивной тренировки и парадокс длительных перерывов Кандидат педагогических наук С.И. Вовк Российская государственная академия физической культуры К одному из важнейших фундаментальных положений, отражающих основные закономерности спортивной тренировки и в связи с этим возведенных в ранг принципов, относится принцип непрерывности. Его практическое воплощение выражается в регулярных занятиях, обеспечивающих положительную преемственность следовых тренировочных эффектов. Являясь следствием тренировочной нагрузки, тренировочные эффекты сопровождаются более или менее длительными следовыми процессами, непрерывная кумуляция которых происходит при условии, если эффект каждого последующего занятия как бы наслаивается на следы предыдущего, "закрепляя и углубляя их" [3-5], в результате чего приобретается тренированность. Степень кумуляции тренировочных эффектов и связанное с этим формирование тренированности, очевидно, обратно пропорционально величине разделяющего их интервала отдыха. В этой связи непрерывность тренировочного процесса, его эффективность во многом зависят от рационального сочетания нагрузки и отдыха, которое гарантировало бы неуклонное развитие тренированности. Утвердившаяся в настоящее время система построения тренировки в форме микроциклов, видимо, представляет собой эмпирически найденный способ сохранения преемственности эффекта занятий, обеспечивающий прогресс тренированности. Однако сегодня при значительно возросшем количестве тренировочных занятий, когда интервал восстановительного отдыха определяется не отдельной нагрузкой, а суммарным следовым эффектом всех тренировочных нагрузок, применяемых на протяжении достаточно длительного времени, определенный интерес представляет соотношение нагрузки и отдыха на фоне длительной кумуляции следовых эффектов занятий. В этой связи весьма интересную информацию, углубляющую наши представления о закономерностях долговременной кумуляции следовых эффектов занятий, представляют случаи, когда относительно продолжительный отдых или иной перерыв не сказался отрицательно на индивидуальных достижениях и, более того, способствовал их улучшению. Таких на первый взгляд парадоксальных случаев известно к настоящему времени вполне достаточно, чтобы можно было говорить об определенной тенденции. Методика исследования. Для изучения данного феномена в проведенном исследовании в качестве фактологического материла использовались результаты анкетирования, интервьюирования и документальные данные, в частности дневники спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в различных видах спорта. Анализу были подвергнуты индивидуальные формы подготовки спортсменов, при которых стало возможно столь длительное сохранение результативности в условиях продолжительного отдыха. Тренировочные нагрузки классифицировались по общепринятым критериям (направленность, специализированность и т.д.). Учитывая, что один из основных принципов спортивной тренировки заключается в непрерывности тренировочного процесса, намеренно рассматривались случаи вынужденного перерыва в тренировке, связанные с травмами, болезнями и другими привходящими причинами. ............ |