Часть полного текста документа:Нейролингвистическое программирование - мнение психолога Николай Подхватилин "... Когда мы придумали название "нейролингвистическое программирование" (НЛП), многие говорили "Это звучит как контроль над разумом" - как будто в этом есть что-то плохое. Я сказал: "Да, конечно, если вы не начинаете контролировать и использовать свой собственный мозг, то тогда вы должны просто оставить его на произвол судьбы". Ричард Бендлер. В этих словах одного из основателей Нейролингвистического программирования (НЛП), отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее? Попробуем сделать абрис Нейролингвистического программирования как одного из профессиональных методов влияния на психику человека. Здесь важно оставаться понятным как профессионалам, так и обывателям. Работая практическим психологом, приходится использовать методы разных школ, в том числе и НЛП, поэтому я предлагаю в сравнительном виде посмотреть на это новшество и дать ему примерную оценку. Начнем с наиболее впечатляющих характеристик метода нейролингвистического программирования. Первое, что бросается в глаза при использовании психотехник НЛП, так это оперирование столь глубокими структурами психики человека, на которых практически исключен сознательный контроль и сопротивление создаваемым изменениям. Необходимая коррекция происходит непосредственно в подсознании и подлежит к естественному исполнению. Отсюда очень высокая эффективность и скорость оказываемой помощи. К примеру, в традиционных школах считается, что осознание клиентом свой проблемы как и путь к ее разрешению должен проходить сознательно несмотря на временные затраты и желание клиента. Второе - это отсутствие достаточного содержания в используемых методах. Клиент НЛП-специалиста может в принципе не рассказывать о деталях своей проблемы и все равно он получит то, что хотел. Звучит несколько загадочно, но это действительно так. В-третьих, сама парадигма нейролингвистического программирования достаточна оригинальна. Она предполагает, что человек должен постоянно учиться новым способам поведения, а проблемы у него возникают только тогда, когда у него нет соответствующей модели поведения для преодоления какой либо ситуации. Все, что должен делать психолог, проповедующий эту школу, так это учить соответствующим моделям поведения нуждающихся. Чтобы лучше это понять приведу пример подхода к одной и той же проблеме психологов от психоанализа и нейролингвистического программирования (НЛП). Девочка 12 лет, чересчур стеснительная. Психоаналитик - будет искать причины такого поведения в детстве девочки. Найдя причины такого поведения (стеснительности) он совместно с ней даст оценку этим причинам и возможные выводы, которые по идеи должны помочь ей вести себя по-другому, то есть меньше стесняться. Специалист НЛП - расценит жалобу девочки на чрезмерную стеснительность непосредственно. Девочка ведь просит о способах поведения, которые не будут ее стеснять. Тогда специалист начнет процесс обучения новым способам внутреннего и внешнего поведения удовлетворяющим данную личность. В-четвертых, психотехники нейролингвистического программирования превосходно работают для коррекции школьной неуспеваемости и возрастных проблем характера. ............ |