Часть полного текста документа:Николай Бердяев А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко, А.И. Резниченко Бердяев, Николай Александрович (1874-1948) - философ, литератор, публицист, общественный деятель. Один из властителей дум 20 в., экзистенциальный мыслитель, страстно отзывающийся на глубинные сдвиги в человеческом духе христианский гуманист, наследник Вл. Соловьева, чувствующий свою ответственность за судьбу человека в современном мире. Участвовал в сборниках "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). В 1922 г. выслан из Советской России. С 1925 г. - во Франции, издавал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40). От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения (переведены на многие языки): "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т. 1-2, 1927-28), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949). Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - рус. философ. В 1894 поступил на естественный факультет Киевского ун-та, через год перевелся на юридический В ун-те Б. пережил увлечение марксизмом, повлекшее за собой арест (в 1898) по делу Киевского социал-демократического центра и ссылку в Вологду (с мая 1901). После ссылки Б. короткое время изучал философию в Гейдельбергском ун-те в Германии в 1904 вошел в состав редакции жур. "Новый путь", в 1905 становится редактором жур. "Вопросы жизни" (совместно с С.Н. Булгаковым). В этот период времени его политическая ориентация существенно меняется: совершив характерную трансформацию "от марксизма к идеализму", Б. становится одним из наиболее ярких представителей т.н. нового религиозного сознания (показательны участие Б. в программном сб. "От марксизма к идеализму" (1902), а также его кн. "Новое религиозное сознание и общественность" (1907), "Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные" (1907). В 1908 Б. переезжает в Москву, где принимает активнейшее участие в работе "Религиозно-философского общества им. Владимира Соловьева" и знаменитого книгоиздательства "Путь". В нач. 1910-х гг. Б. постепенно переходит к созданию собственной оригинальной филос. системы, испытывая, однако, значительное влияние петербургских неоромантиков (Д.С. Мережковского и его группы). Работы "Философия свободы" (1911) и в особенности "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916) - центральные для раннего периода творчества Б. - свидетельствуют о его незаурядном и оригинальном филос. даровании. Вместе с тем Б. всегда был достаточно близок (и лично, и идеологически) к мыслителям идеалистически-либерального направления, таким, как П.И. Новгородцев и П.Б. Струве. Это сходство позиций нашло свое выражение в участии Б. веб. "Вехи" (1909), позднее - в сб. "Из глубины" (1918) и в эмигрантский период творчества - в деятельности братства св. Софии, Рус. студенческого христианского движения и жур. "Путь" (Б. - редактор жур. с 1925 по 1940). Первая мировая война и Февральская революция в России были восприняты Б. как конец старой и начало новой эры отношение же к Октябрю 1917 было резко негативным, что и нашло свое выражение в замечательных работах "Философия неравенства. ............ |