Часть полного текста документа:* Левандовский, А.А., Щетинов, Ю.А. История России. XX - начало XXI века. - 2003. - с.21-24 * Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Полунов, А.Ю., Терещенко, Ю.Я. Основы курса истории России. - 1997. - с.373-377, 396-404 * Чудакова, Н.В., Громов, А.В. Я познаю мир. История. - 1998. - с. 430-431 * Романовы. Династия в романах. Николай II. - 1995. - с.5-7 * Мосолов, А.А, При дворе последнего российского императора. - 1993. - с.109, 111, 122 * Пашков, Б.Г., Русь. Россия. Российская империя. - 1993. - с.260, 263, 266 * Касвинов, М.К., Двадцать три ступени вниз. - 1990. - с.267-268 * Соротокина, Н., История России. Женский взгляд. - 1999. - с.513, 517 1.Николай II. Формирование личности. Император Николай II - старший сын императора Александра III и государыни императрицы Марии Фёдоровны - родился в мае 1868 года, вырос в царской семье, имеющей вековые традиции воспитания и крепкие религиозные корни. Это определяло всю его жизнь. Вот какие указания по вопросу воспитания царских отроков получила А.П.Оллонгрен, первая учительница Николая II от их отца Александра III: "...учите хорошенько мальчуганов, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные здоровые, русские дети. Подерутся - пожалуйста. Но доказчику - первый кнут. Это - самое моё первое требование..." Всем своим воспитанием Николай был нацелен на добро. Это прекрасное качество сыграло с ним злую шутку. Уже в 1917 году, после отречения, член президиума ЧК А.Романов (однофамилец) скажет: "Единственно, в чём можно упрекнуть Государя - это в неумении разбираться в людях...Всегда легче ввести в заблуждение человека чистого, чем человека дурного, способного на обман. Государь был, бесспорно, человеком чистым". Воспитание молодого престолонаследника, пожалуй, было успешным. Судя по всем сообщениям, Николай прожил счастливую юность с понимающими родителями; жизнь семьи была гармоничной и насыщенной. Родители воспитывали его с любовью. Самым большим недостатком в воспитании юного наследника престола было то, что он был практически изолирован от своих сверстников. Это не дало молодому царю освободиться от влияния могущественного родительского дома. Юный цесаревич был лишен также возможности сформировать свои независимые суждения и совершить свои собственные ошибки, которые он затем мог бы исправить без вмешательства гувернеров или родителей. С раннего детства в царе вырабатывались непредвзятая наблюдательность, особая милостивая любезность, такт и проницательность, необходимые царскому служению. Николай ?? получил тщательное, всестороннее образование. Заведование его занятиями было поручено генерал-адъютанту Г.Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на 12 лет, причем первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса, с заменой классических языков элементарными основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии; кроме того, прибавлено преподавание английского языка и расширено изучение политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков. Четырёхлетний курс высших наук направлен был к достижению двух целей: подробному изучению военного дела и основательному ознакомлению с главнейшими началами юридических и экономических наук. Будучи наследником престола, Николай принимал участие в заседаниях Государственного совета Комитета министров. ............ |