Часть полного текста документа:Николай Пиксанов Пиксанов Николай Кириакович (р.1878) -литературовед. Профессор Петербургского, Саратовского и Московского университетов, ныне Ленинградского института философии, истории и лингвистики. С 1922 по 1929 состоял председателем Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности, вице-президентом ГАХН. Член-корреспондент Академии наук. Главные работы Пиксанова посвящены творчеству Грибоедова: под его редакцией вышло трехтомное собрание сочинений Грибоедова, изданное Академией наук (3 тома, П., 1911-1917). Творчеству Грибоедова посвящен ряд работ П., в том числе самая значительная - "Творческая история "Горя от ум"" (1928). Однако тематика работ П. далеко выходит за пределы грибоедовской эпохи. По своим методологическим взглядам П. примыкает к сторонникам "социологического метода" в литературоведении, возглавлявшегося П. Н. Сакулиным (см. "Методы домарксистского литературоведения"). Подобно Сакулину П. был учеником Пыпина и Тихонравова и сохранил в своих взглядах явный отпечаток методологии культурно-исторической школы. Методологическое влияние Пыпина сказывается особенно ощутительно в ранних работах Пиксанова; таковы например статья "Памяти А. Н. Пыпина" в "Известиях 2-го отделения Академии наук", 1910, № 3, или статья о журналистике начала XIX в. в т. I "Истории русской литературы XIX в.". В дальнейшем П. довольно решительно отходит от своего учителя, методологию которого он неоднократно критикует и в конкретном и теоретическом плане. Эта критика все же не привела П. к действительному овладению диалектическим материализмом, как им неоднократно это декларировалось (см. напр. предисловие к "Двум векам" во 2-м издании, 1924, и особенно его работу о "Творческой истории "Горя от ума""). Понимание культурной среды как "фактора", обусловливающего творческую деятельность художника, ведет П. к недоучету существеннейших процессов классовой борьбы, которая является определяющим моментом в истории литературы. Литературные произведения по большей части берутся им вне их диалектической связи, изолированно, как явление культуры, как выражение "социальной психологии" автора. Метод П. страдает эклектизмом. Характерно признание, сделанное П. в 1924 в предисловии ко 2-му изданию книги "Два века русской литературы": "Литературная наука своим предметом имеет явление столь сложное, что ограничение каким-нибудь одним монопольным методом или приемом было бы положительно вредно. Поэтому вполне приемлемы и давали отличные результаты самые разнообразные методы: лингвистический, формальный, эстетический, психологический, социологический". В последнее время П. отказался от этого своего утверждения (см. "Письмо в редакцию журнала "Литературный критик"", 1933, VII). В период 1925-1928 Пиксанов выступал с двумя методологическими теориями - "творческой истории" и "областных культурных гнезд". Разработке первой посвящена работа П. о Грибоедове и редактировавшийся им сб. "Творческая история" (1927). В них П. настоятельно требует изучения процесса создания шедевров, внимательного исследования всех первоначальных замыслов художника, прототипов отдельных образов, вариантов текста и т. п. Принцип "творческой истории" не содержит в себе ничего неприемлемого, но он далеко не нов, ибо исследование текста всегда входило в компетенцию литературоведения. ............ |