Часть полного текста документа:Никон, Патриарх (1605-1681) Кирилл Фролов, Москва Патриарх Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия В мае 2005 года исполнилось 400 лет со дня рождения Патриарха Великия, Малыя и Белыя Руси Никона. Выдающийся русский богослов митрополит Антоний Храповицкий считал Патриарха самым значительным человеком в русской истории. Действительно, Никон является идеологом воссоздания Православной Цивилизации как субъекта мировой истории и политики, лидером которой является Россия. Эта идея встретила сопротивление как западников, так и сторонников провинциальной версии русского национализма, а значит, пропагандирующих отказ от имперской миссии и обрекающих Россию на роль этнографической резервации, а резервации, как известно, проигрывают культурное и технологическое соперничества и оказываются, в конечном итоге, оккупированными. Все проекты патриарха Никона поражают своей гениальностью и масштабом. Это и создание подмосковной Палестины, и комплекс Новоиерусалимского монастыря. Никон понимал, что не каждый русский человек сможет попасть на места искупительных страданий и воскресения Спасителя и поэтому создал Новоиерусалимский монастырь местом, где бы русский человек мог увидеть как происходили Евангельские события. Но Никон задумал для Новоиерусалимского монастыря еще одну важнейшую роль. В Воскресенском Соборе до сих пор сохранились Престолы для всех глав Поместных Православных Церквей, чтобы они могли сослужить одновременно. Таким образом, Никон, создавал в Москве Центр мирового Православия. В братию Новоиерусалимского монастыря брались представители всех православных наций. По замыслу Никона, значение и влияние Нового Иерусалима было бы куда большим, чем Ватикана. И сейчас, Новоиерусалимский монастырь сохранился и может выполнять возложенную на него миссию. Другой важнейший проект патриарха Никона - воссоединение Малороссии и Белороссии с Россией. Это целиком его заслуга. Патриарх Никон буквально заставляет Московский Земский Собор 1653 года принять петицию Богдана Хмельницкого и начать войну с Польшей. Ведь тогда политическая ситуация в России во многом напоминала нынешнюю. Противники ее исторической миссии и имперского пути самых разных политических ориентаций тогда добились того, что Запорожские казаки десятилетиями просили принять их в Московское подданство, но получали отказ тех боярских кругов, которые считали воссоединение русских земель ненужным и обременительным. Именно эти круги заключили, фактически, альянс с польской католической дипломатией и добились дискредитации и низложения патриарха Никона. Идеологами этого низложения были тайный католик Паисий Лигарид, который олицетворял волю польских кругов, боящихся ликвидации унии и потери Малороссии, и московский боярин Зюзин - либерал и сторонник "государственного контроля над церковью". Именно такие люди, как Зюзин, добивались создания монастырского приказа, говоря современным языком, "госоргана по делам религий". Именно они столкнули патриарха с царем, убеждая последнего в том, что Никон, якобы, опасен для государства, что он стремится установить теократию и тому подобные вещи, ибо если бы Никон хотел подмять государственную власть, то он бы это сделал, т. ............ |