Часть полного текста документа:НЛП - мнение психолога ... Когда мы придумали название "нейролингвистическое программирование" (НЛП), многие говорили: "Это звучит, как контроль над разумом" - как будто в этом есть что-то плохое. Я сказал: "Да, конечно, если вы не начинаете контролировать и использовать свой собственный мозг, то тогда вы должны просто оставить его на произвол судьбы". Ричард Бендлер. В этих словах одного из основателей НЛП отражается истинная суть модного сегодня психологического направления. Что это и чем же отличается это психологическое направление от существовавших ранее? Попробуем сделать абрис НЛП, как одного из профессиональных методов влияния на психику человека. Работая практическим психологом, мне приходится использовать методы разных школ, в том числе и НЛП. Поэтому предлагаю в сравнительном виде посмотреть на это новшество и дать ему примерную оценку. Начнем с наиболее впечатляющих характеристик метода нейролингвистического программирования. Первое, что бросается в глаза при использовании психотехник НЛП, это оперирование столь глубокими структурами психики человека, на которых практически исключен сознательный контроль и сопротивление создаваемым изменениям. Необходимая коррекция происходит непосредственно в подсознании и подлежит к естественному исполнению. Отсюда очень высокая эффективность и скорость оказываемой помощи. К примеру, в традиционных школах считается, что осознание клиентом свой проблемы, как и путь к ее разрешению должен проходить сознательно, несмотря на временные затраты и желание клиента. Второе - это отсутствие достаточного содержания в используемых методах. Клиент НЛП-специалиста может, в принципе, не рассказывать о деталях своей проблемы, и,тем не менее, получит желаемый результат. Звучит несколько загадочно, но это действительно так. В-третьих, сама парадигма НЛП достаточна оригинальна. Она предполагает, что человек должен постоянно учиться новым способам поведения, а проблемы у него возникают только тогда, когда у него нет соответствующей модели поведения для преодоления какой либо ситуации. Все, что должен делать психолог, проповедующий эту школу, так это учить соответствующим моделям поведения нуждающихся. Чтобы лучше это понять, приведу пример подхода к одной и той же проблеме психологов от психоанализа и НЛП. Девочка 12 лет, чересчур стеснительная. Психоаналитик будет искать причины такого поведения в детстве девочки. Найдя причины такого поведения (стеснительности), он совместно с ней даст оценку этим причинам и сделает возможные выводы, которые, по идее, должны помочь ей вести себя по другому, то есть - меньше стесняться. Специалист НЛП расценит жалобу девочки на чрезмерную стеснительность непосредственно. Девочка ведь просит о способах поведения, которые не будут ее стеснять. Тогда специалист начнет процесс обучения новым способам внутреннего и внешнего поведения удовлетворяющим данную личность. В-четвертых, психотехники НЛП превосходно работают для коррекции школьной неуспеваемости и возрастных проблем характера. Некоторая модернизация этих психотехник позволяет применять их непосредственно в процессе образования, а так же для тренировки любых навыков. ............ |