Введение
Данная тема выбрана нами неслучайно. Нас уже давно интересовало, почему Гоголь в своих произведениях предавал огромное значение носу и действиям, связанным с ним. Еще больше мы утвердились в своем мнении, когда схожую мысль мы обнаружили в сочинениях Набокова:
«Мы увидим, как нос лейтмотивом проходит через его [Гоголя – прим. автора] сочинения: трудно найти другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чихания и храп …» «Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн этому органу. Фрейдист мог бы утверждать, что в вывернутом наизнанку мире человеческие существа поставлены вверх ногами (сам Гоголь уверял, что консилиум парижских врачей постановил, что его желудок перевернут вверх ногами). И поэтому роль носа, очевидно, выполняет другой орган, и наоборот» (Набоков В. В., 1998, с. 405-409)
Однако Набоков все же отмечает, что нос у Гоголя – символ мужественности, женские лица почти всегда плоские, в противоположность мужским. Нос Гоголя, по его словам, обозначает мужское начало, нос у него - «герой-любовник». Мы поставили перед собой цель выяснить причину выбора Гоголем именно носа и узнать, случаен ли этот выбор.
Для этого мы проанализировали ряд произведений Гоголя, так называемого Петербургского периода: «Невский Проспект», «Нос», «Шинель» и, наконец, «Мертвые души». Выбор данных произведений был сделан прежде всего потому, что именно в тот период был написан «Нос» - произведение особо заинтересовавшее нас, впрочем, как и «Мертвые души». Но сначала перейдем к истории вопроса. Существует несколько толкований невероятных событий, связанных с бегством носа с лица Ковалева. Первая версия: слово «нос» - перевернутое слово «сон», и поэтому все, что случилось с героем было сном, а вся повесть – лишь шутка автора. Согласно другой версии нос – это отделившаяся душа, как душа-тень в произведении Шамиссо «Приключения Петера Шлемиля». Хотя нос и более прозаичен, чем тень, т.е. нетипичный для эпохи романтизма образ. У автора были очень веские основания заменить романтический образ души-тени прозаическим носом. Сам выбор носа в качестве субститута души несет определенную смысловую нагрузку. Об этом много писали исследователи творчества Гоголя, но во всех случаях трактовка использования Гоголем именно носа была своеобразным символом абсурдности происходящего.
В нашей версии мы считаем, что абсурдность ситуации – не абсурд, а закономерность! Да, с нормальной точки зрения эта повесть – абсурд, но с мифологической точки зрения – вовсе нет! Гоголь тем примечателен, что имел мифологическое мышление (вспомним работы Ю. М. Лотмана и Ю. В. Манна).
Так не имеет ли нос другого, более глубокого значения? Ведь не случайно он занимал такое большое место в его произведениях!
Нос в произведениях Гоголя
В произведениях Гоголя чрезвычайно важна роль портрета, однако зачастую в портрете важна лишь одна примечательная деталь лица.
Гоголь исключительно часто использовал этот прием, так в «Мертвых душах», по нашим подсчетам, он встречается 23 раза, в «Носе» - 8, в «Невском проспекте – 12,в «Шинели» - 6 (кроме носа). Причем эта своеобразная синекдоха приобретает особое значение в контексте Гоголя, замечательно выраженное в известной цитате:
«…он вздохнул, произнесши от души: «Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было что густые брови». ............