НОВОДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Общие положения. В соответствии с научной классификацией политических режимов, их можно дифференцировать на демократические и авторитарно-тоталитарные. В свою очередь демократические режимы делятся на либеральные, cтародемократические (президентский режим в США, режимы парламентской демократии в Великобритании, ФРГ и т.д.) [1] и либерально-консервативные, новодемократические режимы (парламентско-президентские режимы в Польше и Литве, парламентские режимы в Чехии и Венгрии) [2]. Соответственно демократическим типам политических режимов конституционализм может быть либеральным или либерально-консервативным и стародемократическим или новодемократическим.
Становление в Украине демократического, социального, правового государства, как свидетельствует опыт конституционного строительства этого государства, возможно лишь при условии внедрения новодемократического конституционализма, то есть системы публичного властвования на основании и в соответствии с действующей Конституцией Украины, устанавливающей определенный баланс и ограничение в отношениях ветвей государственной власти, а также – в отношении государства к гражданам. Эта разновидность конституционализма существенно отличается от предшествующего, постсоветского конституционализма, который в значительной степени являлся отражением старого авторитарного, так называемого номенклатурно-олигархического режима.
Для Украины новодемократический конституционализм – это новый этап в развитии конституционной системы, обусловленный изменениями ее политического режима вследствие победы демократической Оранжевой революции 2004 г. [3]. Данный тип конституционализма характерен для новодемократических стран Центральной и Восточной Европы, Балтии, а это значит, что Украина реально становится на путь модернизации и освобождения своей конституционной системы от элементов постсоветского конституционализма, основанного на так называемом формальном или фиктивном конституционализме.
Особенность новодемократического конституционализма, на наш взгляд, состоит в том, что он является переходной формой от постсоветского (посттоталитарного – для стран Центральной и Восточной Европы) к современному европейскому конституционализму [4]. Конституционный опыт этих стран, указывает на то, что при этом сохраняются определенные остатки посттоталитарного конституционализма [5], которые преодолеваются на протяжении довольно длительного времени.
В научной литературе используются различные термины для обозначения конституционализма в странах бывшего социалистического лагеря и Советского Союза. Одни авторы ограничиваются национальной идентификацией конституционализма в этих странах, например, украинский конституционализм, российский конституционализм, румынский конституционализм и т.п. Другие авторы рассматривают конституционализм в данных странах через призму посткоммунистического (постсоциалистического) конституционализма [6]. Третьи авторы употребляют термин «постсоветский конституционализм» для его характеристики в бывших советских республиках (Россия, Казахстан, Беларусь и т.п.). Некоторые авторы вообще не выделяют дополнительных признаков и характеристик для категории конституционализм, употребляя её, как некий универсум, то есть независимо от существующего политического режима, формы правления, государственного устройства и прочих характеристик государства.
По нашему мнению, в условиях острой политической борьбы вокруг проблем конституционно-правового развития общества и государства в Украине в последнее время, необходимо характеризовать конституционализм с точки зрения действующего демократического политического режима. ............