Часть полного текста документа:Новое кейнсианство И. В. Розмаинский Основные представители: Грегори Мэнкью, Дэвид Ромер, Джозеф Стиглиц, Ассар Линдбек, Стенли Фишер, Оливер Бланшар Основные работы: Н. Г. Мэнкью, Д. Ромер "Новая кейнсианская экономическая теория" ["New Keynesian Economics"] /в 2-х томах/ (1991); А. Линдбек "Безработица и макроэкономика" ["Unemployment and Macroeconomics"] (1993) 1. Общая характеристика Новое кейнсианство представляет собой самую последнюю "ветвь", порожденную (в конце 1970-х - 1980-е годы) "древом" кейнсианской традиции. Возникновение этой школы является логическим следствием попыток представителей данной традиции "вписать" кейнсианство в стандарты современного экономического анализа. Это означает, что новые кейнсианцы в своих разработках пытались прийти к типичным кейнсианским выводам - таким, как внутренняя присущность рыночной экономике безработицы, необходимость дискреционной макроэкономической политики правительства и т. д. - на основе принципов оптимизации и методологического индивидуализма. Данные попытки увенчались успехом следующим образом. Новые кейнсианцы доказывают, что вынужденная безработица в рыночной экономике оказывается следствием жесткости (негибкости) цен и/или заработной платы. В результате вследствие колебаний совокупных расходов меняются количественные переменные - и, прежде всего, уровень занятости, - а не цены. Эта жесткость, в свою очередь, является следствием фундаментального несовершенства рыночных структур в хозяйстве реального мира (следовательно, в ее основе лежат причины, находящиеся на микроуровне). Такое несовершенство порождено двумя основными факторами. а) Разнородность конечных продуктов и факторов производства, особенно труда. б) Асимметричность информации1[22]. При этом второй фактор играет главную роль в концепциях нового кейнсианства, роль, аналогичную идее неопределенности будущего у посткейнсианцев. Асимметричность информации означает ее неравномерное распределение между участниками сделки, будь то покупатель конечной продукции и продавец, работодатель и наемный работник, заемщик и кредитор, и т.д. Таким образом, асимметричность информации всегда означает наличие информационных преимуществ у одной из сторон, участвующих в сделке. Данное обстоятельство потенциально порождает две ситуации, приводящие к неоптимальным последствиям на микроуровне - а именно, неблагоприятный отбор [adverse selection] и моральный риск [moral hazard]. Неблагоприятный отбор - это такая ситуация, при которой на рынке финансируются покупки худших, а не лучших видов ресурсов, товаров и активов. Наиболее удачным примером неблагоприятного отбора является знаменитая модель "рынка лимонов", предложенная Дж. Акерлофом2[23]. Эта ставшая уже хрестоматийной модель описывает функционирование рынка подержанных автомобилей. Его особенности состоят в том, что продавцы имеют информационное преимущество над покупателями, поскольку последние не знают, какой из автомобилей - хорошего качества, а какой - плохого (т.е. "лимон"). В результате происходит неблагоприятный отбор - покупатели выплачивают цену, находящуюся в интервале между ценой, устраивающей продавца хорошего автомобиля, и ценой, устраивающей продавца "лимона". ............ |