Часть полного текста документа:Новое в изучении мировой художественной культуры в старших классах гуманитарного профиля Т.И. Ерохина Курс "мировая художественная культура" в современной общеобразовательной школе является необходимым звеном гуманитарной подготовки учащихся. Изучение истории мировой художественной культуры не только способствует эстетическому воспитанию, но и позволяет выработать комплексный подход к анализу явлений современной действительности в целом. Особенно актуален этот вопрос в связи со сложившейся тенденцией перехода многих школ на профильное образование в старших классах. Стремление школ создать условия для более качественного и углублённого изучения отдельных предметов, позволяя учащимся определиться с выбором будущей специальности ещё за школьной партой и подготовиться к поступлению в соответствующие вузы, заслуживает одобрения. Но, с другой стороны, сложившаяся в современной практике ситуация с переходом на профильное обучение выявляет ряд проблем. Прежде всего, профильные классы набираются на конкурсной основе, предполагающей отбор учащихся из разных классов и даже школ. Достоинства такого подхода очевидны, но, к сожалению, у него есть и недостатки. В частности, учителю приходится сталкиваться с несовпадением программ обучения, поскольку на сегодняшний день школы остаются свободными в определении целесообразности изучения мировой художественной культуры. Этим и объясняется существенно разный уровень знаний и навыков школьников, изучающих МХК с 5 класса, и учащихся, чьи знания ограничены курсом "Истории искусства", изучаемом в 8 классе. Кроме того, курс мировой художественной культуры изначально ориентирован на вариативность программ, которая объясняется авторскими концепциями курса, что также влияет на объём и глубину знаний учащихся по данному предмету. Уровень подготовки, с которой школьники приходят в старшие классы, - не единственная проблема, решаемая учителем мировой художественной культуры. К сожалению, количество часов, выделяемых на МХК в старших классах, невелико. Традиционно курс рассчитан на 68 часов (соответственно по 34 часа в 10 и 11 классах), что соответствует 1 часу в неделю. Естественно, перед учителем встаёт очень сложная проблема: "уместить" в 68 часов теоретические и исторические вопросы мировой художественной культуры, учитывая, что хронологический рамки предмета - от истории культуры первобытности до истории культуры ХХ века. Но именно в этом случае профильная подготовка, а точнее - гуманитарный профиль класса способствует решению ряда проблем. Гуманитарный класс изначально ориентирован на детей, чей интерес связан, в числе прочего, с изучением мировой художественной культуры. Углублённое изучение истории, литературы, иностранного языка (а в идеале - к 10 классу учащиеся должны обладать достаточно обширными знаниями по изобразительному искусству и музыке) позволяет учителю МХК более чётко и рационально распределить материал уроков. Ряд предложенных ниже рекомендаций основан на личном опыте автора, который в течение 5 лет работает учителем мировой художественной культуры в педагогическом классе средней школы No43 г.Ярославля. Учитывается также многолетний опыт работы преподавателей кафедры культурологии ЯГПУ как в вузах, так и в средних общеобразовательных школах г.Ярославля. Прежде всего, необходимо оговорить специфику программы1, по которой работает автор. Программа имеет следующие структурные особенности. ............ |