Часть полного текста документа:Новые законы для аудиторов. Объединяться, учиться и платить Александр Руф, председатель совета Российской коллегии аудиторов Искусство жить в эпоху перемен - одна из самых необходимых наук в России. Сейчас ее ускоренными темпами вынуждены изучать аудиторы, которым скоро предстоит жить по новому закону. О наиболее существенных вопросах сегодняшнего развития аудита рассуждает Александр Руф, председатель совета Российской коллегии аудиторов, член Экспертного совета журнала "Двойная запись". Александр Руф окончил Московский финансовый институт. С 1981 по 1991 год работал в главном валютно-экономическом управлении Минфина СССР. С 1991 по 1992 год - заместитель генерального директора ООО "Мосаудит". С момента реорганизации фирмы в аудиторскую компанию "Руфаудит" (с 1992 года) - заместитель гендиректора компании. С 2002 года - председатель совета директоров компании. С июня 1992 года по настоящее время - председатель совета (в прошлом президент) Российской коллегии аудиторов. Член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Председатель комиссии по профессиональной этике Совета. Возглавляет Международную региональную федерацию бухгалтеров и аудиторов "Евразия", включающую ведущие профессиональные объединения стран СНГ. Лицензия - не гарантия качества Одним из значительных событий в регулировании аудиторской деятельности в последнее время стало принятие решения об отмене лицензирования 1. Многие представители аудиторского сообщества считают этот шаг преждевременным, полагая, что лицензирование являлось своеобразной защитой от непрофессионалов. С таким мнением можно поспорить, поскольку всякая лицензия свидетельствует лишь о соблюдении организацией первичных минимальных требований, необходимых для начала деятельности. Во все времена пользователей аудиторских услуг в большей мере интересовали и интересуют профессиональная компетентность и практический опыт аудитора, нежели наличие лицензии. Разработка и внедрение мер защиты от некачественного аудита становится сегодня актуальной задачей, решение которой находится, однако, не в плоскости лицензирования, а в компетенции профессиональных аудиторских объединений. Видимо, только на институт саморегулирования можно возложить ответственность за внедрение в аудиторскую среду норм и правил профессионального поведения, анализ соблюдения кодекса этики. Вместо лицензирования вводится обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в одном из аккредитованных саморегулируемых аудиторских объединений (САО). Оно должно стать надежной преградой проявлениям недобросовестности в аудите. В связи с этим хотелось бы выразить надежду на то, что начавшийся процесс подготовки к предстоящей аккредитации не вызовет ненужной агрессии среди организаций-претендентов по отношению друг к другу. Яблоком раздора сегодня оказались цифры, представленные в проекте поправок к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", определяющие численный критерий членства в саморегулируемых аудиторских объединениях для целей их аккредитации. Представляется, что планка как в 1500 аудиторских фирм, так и в 3000 аттестованных аудиторов является явно завышенной. Поэтому стремление добрать недостающих до проектных показателей членов побудило некоторых функционеров к неблаговидным действиям, к грубому переманиванию в свои объединения аудиторов и аудиторские организации из иных САО. ............ |