Введение
Реальная ситуация в мире такова, что практически во всех развитых странах сегодня существуют трудности с поддержанием в стабильном состоянии пожилых людей. Демографическое старение населения России, вызвано, снижением рождаемости, что неизбежно приводит к сокращению доли молодого поколения. В результате произойдет увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, что напрямую связано с выплатами социальных пособий, пенсий, предоставлением льгот. А также, старение населения в современной России происходит на фоне критической переоценки предыдущего развития страны. В результате неприятия происходящих социальных перемен возникает кризис в отношениях общества и пожилых людей. И нетрудно предположить, что этот кризис, если не предпринять соответствующих мер, в дальнейшем будет острым, ведь число лиц пожилого возраста будет увеличиваться. Преодолеть его сегодня можно лишь одним способом – переоценить роль пожилых людей в жизни современного общества.
Целью контрольной работы является изучение новых жизненных пространств пожилых граждан, а также, анализ проблемы психологического здоровья пожилых людей. В этом случае объектом исследования являются пожилые люди, а предмет исследования – проблема психологического здоровья и отношения общество – пожилой гражданин в новом жизненном пространстве.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
– выявить новые жизненные пространства пожилых людей, установить относится ли учебно-образовательный центр к этому понятию;
– ответить на вопрос, каким образом, образование открывает пожилым гражданам новые перспективы;
– дать определение психологического здоровья человека;
– отметить наиболее распространенные психические нарушения пожилого возраста.
1. Новые жизненные пространства пожилых граждан
1.1 Учебно-образовательный центр – новое жизненное пространство пожилых граждан
Выход на пенсию для большинства граждан России связан с утратой привычного статуса, неконкурентоспособностью на рынке труда, неустойчивым материальным положением. Всё это, как правило, происходит на фоне ухудшающегося здоровья.
Однако это не «чисто русские» проблемы. Те же сложности (за исключением, может быть, неустойчивости материального положения), в основном, характерны и для высокоразвитого общества Западной Европы. «Достижение пенсионного возраста, уход из профессиональной деятельности означает для большинства людей тяжелый разрыв с прежним восприятием себя как полезного члена общества, – пишет С. Вельтер. – Складывается впечатление, что с этого момента жизнь человека идет постоянно на спад, как будто в ней нет ничего, кроме болезней, слабости и приближающейся смерти».
Прежде, чем роль пожилых в современном обществе будут способны переоценить законодатели, необходимо всерьез решить проблему образования для пожилых людей. Концепций такого образования несколько. Наиболее приемлемой для системы социального обеспечения среднестатистического российского города представляется концепция создания учебно-образовательного центра (Бюро) для людей пожилого возраста [1, с. 10].
Задача-максимум для такого учреждения – открыть новые жизненные перспективы для пожилых граждан. ............