Часть полного текста документа:Новый порядок налогообложения сельскохозяйственных производителей В конце декабря 2001 года Президент РФ подписал федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах". Этим актом в России вводится единый сельскохозяйственный налог, который несколько лет дебатировался в аграрном истэблишменте и в Законодательном собрании. Один такой законопроект уже был отвергнут Советом Федерации, после чего специально созданная согласительная комиссия еще раз внесла доработанный проект в Государственную думу. Повторное принятие закона прошло в рекордные для российского законодательного процесса сроки: 20 декабря законопроект был принят Госдумой, 26 декабря одобрен Советом Федерации, а уже 29 декабря - подписан Президентом. Страна готовилась к встречи Нового года и те, кого этот закон затрагивал в первую очередь, просто не успели осознать факт его принятия. Сегодня значительная часть сельскохозяйственных производителей столкнулась с резким ухудшением условий налогового режима и пытается протестовать. Однако сделать что-то уже невозможно: с февраля 2002 года закон вступает в силу. В чем же суть нового закона? Для сельскохозяйственных производителей вводится особый - единый сельскохозяйственный налог, - заменяющий собой основную совокупность налогов и сборов и рассчитанный на единицу земельной площади. Земля оценивается по кадастровой стоимости. В единый сельскохозяйственный налог включаются все налоги, кроме НДС, разного рода пошлин и акцизов, налогов на имущество физических лиц, отчисления в пенсионный фонд. Налоговый период определен в квартал. По сути, этот налог является своеобразной формой единого налога на вмененный доход, но только с одного гектара. Такой вмененный налог в мировой практике обычно применяется к мелким. В современном российском хозяйстве таких мелких производителей очень немного. Хотя до половины валовой продукции (но не товарной!) производится в хозяйствах населения, хозяйства населения в абсолютном большинстве не платят налогов с этой деятельности (на законных основаниях). Есть еще фермерские хозяйства, их доля в валовой продукции сектора 7-8%, причем наиболее продуктивными хозяйствами являются довольно крупные предприятия с размерами земли в несколько тысяч гектаров и с несколькими десятками занятых. И, наконец, основным производителем в сельской хозяйстве являются крупные предприятия, а в последние 2-3 года растет число и крупнейших предприятий в рамках агрохолдингов (по несколько сотен тысяч гектаров). Вот для этих то гигантов и вводится вмененный налог. Безусловно, вмененный налог был бы весьма полезен для мелких фермеров, но в действующем законодательстве он для сельскохозяйственной деятельности не предусмотрен. Этим и надо было бы заниматься законодателю. Так как вторая часть Налогового кодекса не предусматривает льгот сельскому хозяйству по налогу на прибыль, то этот налог также включается в единый. С другой стороны, налоговая ставка единого сельхозналога определяется исходя из налоговых платежей, подлежащих уплате по новому порядку в предшествующем периоде. Другими словами, в расчет ставки единого сельхозналога включается полученная в 2001 году прибыль. В результате возможно перераспределение налогового бремени в сторону наиболее прибыльных в прошлом году хозяйств (в 2001 году налог на прибыль сельское хозяйство не платило). ............ |