Часть полного текста документа:Нравственный облик масона эпохи Екатерины II (на основе масонских произведений И.В. Лопухина) Крюкова Ю. С. Надобно человеку морально переродиться .... И.В. Лопухин1 Существует множество определений масонства, и каждое из них указывает на нравственные цели, присутствующие в учении Ордена, будь то "совершенствование собственных моральных качеств", "нравственное облагораживание людей" или же "создание универсальной религиозности, основанной на внутренней уверенности в существовании нравственного закона". Все эти формулировки в общем соответствуют действительным устремлениям масонов конца XVIII века. Братья вольные каменщики уделяли особое внимание вопросам нравственности и прежде чем приступить к работе над моральным усовершенствованием ближнего, они обращали взгляд в глубь себя. "Твоя судьба - это отклик и результат твоего характера",- так говорил немецкий масон Иоганн Готтлиб Гердер. "Щастлив будешь, брат, естли живо ощутишь в себе тму невежества и мерзость пороков и их возненавидишь"2,- пишет наш соотечественник И.В. Лопухин, как бы продолжая мысль немецкого собрата по Ордену. Иван Владимирович Лопухин является одним из выдающихся масонов Екатерининской эпохи. Как отмечает Н. Пиксанов, по своим дарованиям и общественному влиянию он уступал только таким "двум вершинам" масонства той поры, как Н.И. Новиков и И.Г Шварц3. Он оставил после себя довольно богатое литературное наследие, что тем более ценно и примечательно, так как, по мнению ряда исследователей, русские масоны большей частью ограничивались переводами иностранных книг и статей по интересующим их вопросам и редко выступали самостоятельно4. Здесь уместно будет также напомнить, что И.В. Лопухин был не литератором по роду занятий, а государственным служащим, чиновником. И в то время, когда "на первом плане повсюду стояла по преимуществу физическая, материальная сторона человеческой природы, в явный ущерб духовному и нравственному развитию"5, он наряду с добросовестной службой на благо Отечества, стремился изложить моральные принципы масонства с тем, чтобы открыть его для общества. 1 Записки некоторых обстоятельств жизни и службы действительного тайного советника, сенатора И.В.Лопухина, сочиненные им самим. // Русский Архив. - 1884 - № 1. - С. 17. 2 Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный Рыцарь, Некоторые черты о внутренней церкви. М., 1997. - С. 19. Именно с этой целью он пишет свои масонские произведения: "Духовный Рыцарь" (1791г.) и "Некоторые черты о внутренней церкви" (1798г.). Первое из них Лопухин называет в своих "Записках" "пьесой", в которой "краткими чертами представлены главные пункты герметической науки, образ ея святилища, ходъ внутренняго обновления человека и начала самопознания и глубокой морали"6. К этой пьесе автором был "присоединен" "Нравоучительный катихизис, истинных франкмасонов", изданный как "средство представить в самых истинных и кратких чертах все начала науки и нравственности нашего общества (т.е. масонства)"7. Что касается второго упомянутого выше произведения Лопухина, то в нем автор представляет Орден вольных каменщиков как внутреннюю церковь, указывая при этом "единый путь истины и различные пути заблуждения и гибели"8, присовокупляя к этому труду краткое изображение качеств и должностей истинного христианина. ............ |