Часть полного текста документа:НТР и художественное творчество Реферат выполнил студент IVкурса факультета архитектуры института им. И.Е.Репина Богрянцев П.А. 1. Технический прогресс и нравственное развитие общества.Антиутопии. В начале ХХ века возник ряд "антиутопий" , в которых описываются опасности , которые несет человечеству грядущая "машинная цивилизация".Как пример можно привести сатирический рассказ С.Линкока "Человек в асбесте", написанный еще в начале века.Итогом развития машинной цивилизации, по мнению автора, будет вечный , бессмертный и однообразный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный. "Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления. Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Америке (действие происходит на Бродвее).Это произведение и ряд ему подобных выражают общую мысль опасность обнищания духовной жизни , атрофии человеческой деятельности , деперсонализация личности . В машинной цивилизации К.Воннегута ("Завтрак для чемпионов") ясно видны уже ставшие реальностью проблемы умирание природы , рост преступности , духовное обнищание. Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общества вызывает мнимую альтернативу : либо прогресс науки и техники , либо прогресс человека. Так , например, английский культур-философ А.Тойнби считает : мораль статична , а техника динамична , и разрыв между техническим развитием и нравственным развитием человечества постоянно увеличивается. Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы.Ключ к решению в комплексном решении : единство и неразрывность научно-технического, социального и нравственного прогресса.Если процессы НТР не контролировать , это может вызвать серьезнейшие диспропорции и противоречия в общественном развитии. НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем , что созданные ими силы могут угрожать существованию самого человечества.Проблема свободы встает не только как проблема личного выбора , но и как проблема общей ответственности людей за определение путей развития человеческой цивилизации , способной обеспечить не просто выживание , но и оптимальные условия жизни будущих поколений. 2.Личность. В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи.Индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы старые подходы.Человеческое "я" приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации.Множественность и сменяемость социальных ролей личности создают необходимость их осознания и интеграции в определенной системе личных ценностей , в рамках целостного образа "я".Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности , индивидуализирует требования к любви, дружбе. НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство превосходства над искусством.Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным.Кроме того, современные формы искусства во многом зависят от техники.Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностями и душевными перивязанностями.Искусство реагирует на изменение жизни и вбирает в себя явления современности. НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же увеличивает меру его внутренних потребностей.Очевидно, что искусство должно не расцвечивать НТР , а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство. НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру. ............ |