Часть полного текста документа:О философских результатах. Николай Петров Что больше всей Вселенной, выше Неба? Что дальше черных Космоса глубин и шире Тьмы вещей? Быстрее Света стрел, Но тоньше их теней? Та мера, меньше нет которой тела, Нельзя ее ни взять, ни разделить, Объемлющая все и недоступная другим Невидимая нить Сознанья... Введение Пребывая среди вещей и людей мы используем самые различные варианты подходов к ним: изучаем, контактируем, преобразуем, изменяем самих себя (при этом и для этого) и т.д. В связи с этим имеет смысл для начала рассмотреть сам первичный феномен "подхода к предмету" (имея ввиду под предметом все, к чему мы можем "подходить"). Выражение "подход к предмету" содержит в себе при первом приближении два главных объекта: сам предмет и того, кто к нему "подходит". Соответственно этим двум объектам в "подходе" может быть сделан акцент или на то, к чему подходят, или на то, кто подходит. Можно устранить или изменить (заменить) предмет, можно - "подходящего" к нему; устранить же сам "подход" не представляется возможным; человек обречен на контакт с миром и "предметами". В этой же неустранимости таится двойственность всяких "подходов". Будучи обреченными "подходить к предмету", мы стараемся получить от этого подхода результат, и, при удачном стечении обстоятельств, результат в большинстве случаев оправдывает в наших глазах неизбежный подвиг контакта с предметом. "Научные" результаты позволяют овладевать вещами и получать осязаемые материальные эффекты нашей деятельности; "душевные"(антропные) результаты, несмотря на их меньшую устойчивость, также безоговорочно осязаемы и вожделенны нами, мы вполне серьезно рассматриваем в качестве таковых достижение внутреннего спокойствия, позитивного переживания, морального и телесного удовлетворения, и т.д. Два вида этих результатов отражают двойственность подхода к предметам. Здесь первый (научный) вид относится к результатам , порождаемым изменением предмета, второй (антропный) - к результатам, порождаемым изменением того, кто имеет дело с предметом. Философская же деятельность сама по себе часто рассматривается как своего рода недоразумение, а именно: или как антропная деятельность, с неуместными претензиями на объективность, а на деле пытающаяся скрыть тайные пороки мыслителя, или как научная деятельность, со столь же неуместными притязаниями на личный и уникальный характер творчества, вызванными неумением философов взвешено устанавливать объективную истину. Потому следует выяснить, является ли философская деятельность разновидностью научного (тогда это философская наука), или антропного (тогда это философическое восприятие мира) подходов, или она есть самостоятельный тип результативности. Тут мы имеем шанс установить-таки, над чем же и во имя чего работает мыслитель, и, далее, какова специфика философского знания - в его получении и использовании. О двух подходах. Для научного подхода характерно получение и изучение опытного (экспериментально полученного) материала, добытого в ходе практических действий, всегда воспроизводимого и независимого от изучающего сам материал. Требование "забыть себя", исключить все субъективное, всегда быть беспристрастным - эти нормы научного подхода, вполне оправдавшие себя, выработали в науке своеобразную "человекобоязнь", то есть боязнь допустить влияние субъективного в чисто объективном рассмотрении предмета. ............ |