Часть полного текста документа:О границе между тайным и явным: сопоставление мистического переживания и художественного творчества. А.В.Азов Проблема относительности, выдвинувшаяся на первый план науки в ХХ веке, до сих пор не получила удовлетворительного решения, в поисках которого мы обращаемся к вненаучному знанию. Творение мира для мистиков-визионеров и художников-живописцев длится перманентно; оно никогда не доведено до конца, не закончено. Сущность мы обнаруживаем на границах, которые подвижны, смещаются в нашем восприятии, меняют конфигурации. Континуальность, непрерывность и дискретность, положенность границ релятивны. В основании мистического умозрения покоятся принципы единства, целостности бытия в его потенциальности и актуальности, тождества абсолютного и относительного, что находит аналогию в искусстве, находящемся на тонкой грани того, что есть, и того, чего нет, внутренней и внешней реальности. Мистики способны различать невидимое не только умными глазами души, но и оптически. Живопись, как считал М.Мерло-Понти, "дает видимое бытие тому, что обычное заурядное зрение полагает невидимым... Это всепоглощающее зрение, по ту сторону визуальных данных, открыто на ткань Бытия, в которой свидетельства чувств расставляют лишь пунктирные линии или цезуры и которую глаз обживает, как человек свой дом"1. В особенности это относится к так называемой фантастической или имаджинативной живописи. Интровертные мистики и художники, открывающие сокрытое, обычно мало говорят, следуя завету Лао-цзы "знающий не говорит, а говорящий не знает", но они учат нас видеть истину бытия. Живописцы знают о значении предела и поэтому всегда обращают большое внимание на характер изображения границы между предметом и фоном, вглядываясь в предмет, его форму или же, напротив, намеренно отвлекаясь от формы, смотря мимо предмета. В религиозном искусстве по смыслу зачастую бывают важнее фигурных изображений священных образов пустоты, блеск золота, буквенные или иероглифические каллиграммы -предвосхищение нефигуративной живописи, также способа изображения Абсолюта. Реальность одна, все зависит от различия человеческих способов ее восприятия. Разные психические состояния: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений, как указывал С.Радхакришнан, - рождают в человеческом сознании коррелятивные относительные образы реальности2. Где находится место пребывания истинной реальности? Этот вопрос о природе недуальной реальности, на который Будда Шакъямуни отвечал громовым молчанием, можно сформулировать в ином аспекте: может ли бесконечное, неизменное, невидимое бытие стать конечным, изменяющимся, видимым творением? На этот вопрос возможны, на мой взгляд, четыре ответа. Первый ответ гласит: нет, ибо, если допустить, что неограниченный Абсолют проявил бы себя в ограниченном, он тем самым стал бы ограниченным, утратив свою абсолютность под воздействием некоей внешней силы. Тем не менее мир множественных вещей существует в виде относительной реальности в человеческом опыте. Таким образом, абсолютная и относительная реальности парадоксально сосуществуют, например, "Брахман", подлинная безличная реальность и "майя", промежуточная форма между бытием и небытием, в адвайта-веданте (у Шри Шанкара Ачарья). ............ |