О художествеииом своеобразии романа А. Кекилбаева "Конец легенды"
С. Муминов, Таразский государственный педагогический институт
Роман А. Кекилбаева «Конец легенды» (1971) — замечательное произведение казахской литературы второй половины XX века. В этом произведении воплотились литературно-художественные принципы, сближающие его с обновленным мировым романом XX века.
ДЕТАЛЬНО изображенные персонажи, хронотоп, раскрывающий внутренний мир и внешние условия жизни действующих лиц, проблематика и идейное содержание, прежде всего отражающие актуальные вопросы человека и общества, а также пафосная авторская эмоциональность — все это определяет сущность романа. Яркие образцы подобного типа романа — произведения Ф. Достоевского и Л. Толстого.
В его произведении представлено небольшое количество персонажей, что является серьезным фактором сознательного сокращения литературно-антропологического разнообразия. Первостепенных персонажей, выведенных в романе, всего три: Повелитель, Младшая Ханша и зодчий. В романе фигурирует также образ Старшей Ханши, но он явно отодвинут на второй план, так как развитие сюжета и идейно-тематическое содержание определяются прежде всего упомянутыми действующими лицами.
Писатель, изображая своих первостепенных персонажей, стремится сократить объем их социальной характерологии. Реалистические общественно-исторические, психологические и поведенческие характеристики персонажей отодвигаются на второй план их обобщающими свойствами. Постепенно, по мере развития сюжета романа, обнажается абстрактная природа первостепенных героев. Здесь не дана их развернутая, поэтапно осуществляемая биография, как это было принято в классическом романе XIX века. Центральные персонажи предстают перед читателями в целом уже сложившимися. Заостряется внимание на их определенной функции. Так, Повелитель символизирует деспотическую власть, Младшая Ханша воплощает красоту и женственность, а зодчий связан с темой чистой любви, кроме того, подчеркивается его верность выбранному делу, так как он стремится построить совершенное произведение архитектурного искусства.
Напомним, что в романе XIX века развернутые портретные описания литературных героев являются источником воссоздания внешней антропологии. А. Кекилбаев, заостряя свое художественное внимание на абстрактных чертах центральных персонажей, отказывается от подробных портретных описаний действующих лиц. Представление о внешности основных героев формируется с помощью кратких портретных зарисовок. «...большие, черные, как смородина, с влажным блеском глаза придавали ее худощавому личику выражение кротости и печали: нос точеный, маленький, с чуткими ноздрями; подбородок круглый, нежный, и губы не тонкие, которые обычно не в состоянии скрывать горячее желание, и не толстые, чувственные, а в меру полные, пухлые, податливые» [2, с.44]. Это портретное описание Младшей Ханши. Здесь дается индивидуализированное изображение внешности героини, которое затем сменяется обобщающей характеристикой. «Словом, она обладала внешностью, как принято считать, женщины стыдливой, сдержанной, скромной и верной в любви, которая не обжигает, не ошеломляет дикой, необузданной страстью, а ласкает и согревает ровным душевным огнем, не пьянит колдовскими чарами и дразнящим смехом, а завораживает томной, благосклонной улыбкой» [2, с.44].
Портретные описания второстепенных персонажей также лаконичные. ............