Часть полного текста документа:О концептуальных основах религиозной ситуации Выдрина Г.А. г.Ханты-Мансийск Концепция в ее минимальном варианте определяется как система взглядов или положений, принципов, целей, задач и организационно-управленческих мер, определяющая тот или иной взгляд на рассматриваемое явление. В концепции происходит описание реальности, характеристика некоторого объекта с использованием определения ряда применяемых терминов. Совокупность понятий является составной частью любой концепции как понятийно выраженной системы взглядов. Вводимые понятия должны быть способны зафиксировать изучаемое как целое. Излагаемая в концепции информация имеет не только описательное, дескриптивное значение, но и выполняет регулятивные, прескриптивные функции, т.е. она должна быть реализована в практической деятельности. Сконструированная на основе научного осмысления концепция, например, отношений - предназначена для регулирования отношений, концепция ситуации - для регулирования ситуации и т.д. Будучи ориентиром познания и менеджмента определенных социальных феноменов, концепция, таким образом, носит методологический характер. Конструирование концепции начинается со сбора, сравнения и классификации эмпирических данных На основе базы данных, учитывающих всю систему значимых переменных и создающих информационные условия для принятия решений, адекватных реальной сложности проблем, происходит трансформирование их в информационную модель отношений, ситуаций, процессов. На основе одной концепции возможно, в свою очередь, построение вариативных информационных моделей, доктрин, целевых программ, конкретных мер управления. Религиозная ситуация - один из многочисленных социальных феноменов. Конститутивным признаком религиозной ситуации является религиозность, служащая также базовой характеристикой одной из форм общественного сознания. В философско-социологическом плане религиозность представляется двумя связанными между собой рядами признаков: религиозного сознания и религиозного поведения, отношений. Сознание становится религиозным, когда включает в себя идеи, представления, принципы, понятия, мотивы, основанные на вере в реальное существование сверхъестественного. К признакам религиозности сознания относятся: вера в бога, сатану, загробную жизнь, спасение и посмертное воздаяние, рай, ад, божественное провидение и предопределение, ангелов и другие догмы и предписания исповедуемого вероучения.1 Культовое поведение, а также религиозная, культовая деятельность, осуществляется под влиянием религиозных мотивов - чувств, представлений, настроений и фиксируется по таким признакам, как: совершение молитв, исповеди, соблюдение религиозных обрядов и предписаний, постов, праздников, посещение культового здания, участие в богослужении, паломничество к святым местам, участие в религиозной жизни общины, в акциях благотворительности и милосердия по линии конфессии, распространение религиозных взглядов, миссионерство и т.д.2 Эмоции субъекта религии могут быть охарактеризованы через такие параметры, как знак (положительный, отрицательный); модельность (адекватная или неадекватная); осознанность (высокая, средняя, низкая); устойчивость (высокая, в норме, низкая); направленность (созидающая или разрушающая). Таким образом, в религиозном поведении реализуются религиозные предписания, нормы, программы, оно включает субъекты религии в систему религиозных отношений.3 От культового поведения и культовой деятельности отличается внекультовая деятельность субъектов религии, которая осуществляется во внерелигиозных областях - производственной, политической, художественной и т.д. ............ |