Часть полного текста документа:О мониторинге учебного процесса в вузе Г.Ф. Третьякова, Л.Б. Медведева Важнейшей функцией мониторинга в педагогическом процессе является систематическое обеспечение обратной связи. В соответствии с этим контроль учебной деятельности учащихся становится неотъемлемым элементом мониторинга. Согласно общепринятым представлениям о контроле в теории обучения, изложенным во всех стандартных учебниках по педагогике, он может выполнять также функцию руководства и управления учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей [2.С.348]. С точки зрения кибернетики, контроль призван обеспечить как внешнюю обратную связь (контроль педагога), так и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). Очевидно, что на ступени высшего образования возрастает роль самоконтроля, поскольку он более способствует развитию самосознания и познавательной активности, помогает студенту стать субъектом учебной деятельности. Содержание образования в вузе, с одной стороны, включает разнонаправленные учебные дисциплины (например, психолого-педагогический и математический циклы), с другой стороны, имеет единые цели и задачи, о чем свидетельствует анализ учебных программ, например, по дисциплинам "Психология и педагогика" на математическом факультете и "Аналитическая геометрия и линейная алгебра" на физическом факультете. Из проведенного анализа следует, что независимо от учебной дисциплины при ее изучении должны быть реализованы такие общие задачи, как - формирование представлений об основных понятиях и закономерностях изучаемой науки, о ее взаимосвязях с другими научными дисциплинами; - ознакомление с практическими приложениями изучаемых вопросов внутри дисциплины, в смежных дисциплинах, а также в реальной жизни, - овладение навыками и методами применения полученных теоретических знаний в решении широкого спектра практических задач; - развитие общей культуры, научного мировоззрения, исследовательских умений, навыков самообразования, творческого отношения к деятельности. Для оценки результатов решения указанных задач необходима адекватная система контроля деятельности студентов по изучению курса, их знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате этой деятельности. С нашей точки зрения, если преподаватели различных дисциплин будут согласовывать свои позиции в осуществлении педагогического контроля, то это будет содействовать не только усвоению изучаемых курсов, но и формированию у студентов общих учебных навыков, их личностному развитию. Для реализации этой цели необходимо выработать общие принципы контроля познавательной деятельности учащихся, а также формы и методы проведения контроля. В дидактике школы можно найти разные перечни принципов (требований) организации контроля [1.С. 322]. Для осуществления наших целей в организации контроля к отбору этих принципов будем подходить с позиций современного толкования понятия обучения. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, способствующий усвоению учащимися знаний и способов деятельности, а также личностному развитию и учащегося, и педагога. В соответствии с этой трактовкой в качестве ведущих целесообразно выбрать следующие принципы. 1. ............ |