О начальных принципах
У всякого учения, движения, системы, вероисповедания, метода, без исключения, есть свой начальный принцип, начальное правило, которым призывают руководствоваться, и которое отличает это учение от других. Например, в религии этот принцип говорит: есть Бог (или боги), которому (которым) нужно поклоняться, стараясь узнать их волю и следуя этой воле.
В рационализме: Разум есть основной критерий установления или ниспровержения любого правдивого или ложного утверждения, и критерий установления правды или лжи; требуется узнать закроны разума (логики) и следовать им.
В эмпиризме этот начальный принцип гласит: наблюдение через чувства лежит в основе всякой идеи, поэтому опыт, наблюдение, переживание первично, а идея (принцип) вторичен; все идеи должны быть проверяемы, подтверждаемы или отвергаемы на основе опыта (и не мыслительного, а чувственного); и что не согласуется с чувственным опытом, не подлежит оценке, как истинно существующее; опыт этот должен быть воспроизводим, тогда теория, основанная на нем, может считатся до времени правильной, пока другой опыт, не описываемый этой теорией, ни опровергнет ее правильности.
В скептицизме начальный принцип гласит: все подвергается сомнению (это кроме начального принципа скептицизма, а то и сомневаться бы не было никакого основания, а поэтому можно было бы обходиться и без сомнения!), сомнение есть Бог скептиков, которому они служат превыше всего, постоянно ассоциируя себя с сомнением, чтобы не быть дураками и простофилями, т.е. обманутыми и ошибающимися (как это заметил У. Джеймс в своей работе Желание верить).
Обычно люди относят себя к одному из учений, а стало быть клянутся в верности одному из тех начальных принципов, сформулированных Богом ли, пророком ли, выдающимся человеком, основателем той или иной философской школы или науки. Здесь нет исключений! Если человек говорит: “ Я православный, эмпирик, скептик или идеалист, он выражает тот или иной начальный принцип, которым руководствуется, стремится руководствоваться в своей жизненной активности, включая сюда его мышление и речь.
Когда кто-то говорит: “Я ни во что не верю”, это просто значит, что ему не нравятся начальные принципы, которые он имеет в данный момент в виду, но в свой-то, только что выраженный, принцип он несомненно верит, и даже готов ему служить и его доказывать и утверждать, поэтому он его и высказал на первом месте. Никакой оригинальности тут не показано, лишь недопонимание ситуации!
Отсюда, выходит, что, по крайней мере, пока мы выражаем какое-то мышление, правду, для других или даже только для себя, мы неуклонно являемся верующими в тот, или иной начальный принцип. Выбора между верой или неверием никому не дано! Сделаны не так! Выбираем только ту или иную веру, тот или иной принцип (идею) и ему служим, пока не выберем другого.
Может быть когда человек ничего не говорит никому, он и не верит (выраженно) ни в какой начальный принцип, но мы этого не знаем, хотя скорее всего имеем основание предположить, что он все-таки верит хотя бы в то, что говорить не стоит, поэтому и не делает этого. Тем не менее, лишь такой молчальник представляет некоторую загадку в этом вопросе, все же другие ничего загадочного здесь из себя не представляют, даже если и хотят казаться загадочными. ............