Часть полного текста документа:О научном обеспечении подводного старта баллистических ракет Е.Н. Мнев доктор технических наук, профессор, контр-адмирал, В.Т. Чемодуров кандидат технических наук На начальном этапе работы Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) - этапе создания жидкостных ракет с подводным стартом первого поколения, а затем и второго поколения - основной вклад ученых Военно-морской академии был внесен в разработку вопросов гидроупругости баллистических ракет подводных лодок, гидродинамики и моделирования штатных процессов. Полученные данные легли в фундамент современной теории подводного старта жидкостных баллистических ракет. Внедрение результатов исследования в создание морских баллистических ракет позволило решить многие проблемы прочности корпусов ракет при динамическом нагружении, прогнозирования их гидродинамических характеристик и параметров пуска, успешно завершить работы по созданию новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в том числе МБР РСМ-25. В результате проведения широких теоретических и экспериментальных исследований возник совершенно новый раздел прикладной механики "Нестационарная гидроупругость оболочек конечного размера". Основные положения новой теории неоднократно обсуждались на всесоюзных конференциях, съездах по теоретической и прикладной механике. Они широко известны специалистам в нашей стране и за рубежом. В 1966г. вышла книга "Гидроупругость ракет при подводном старте". В 1970г. издательство "Судостроение" выпустило книгу Е.Н.Мнева и А.К.Перцева "Гидроупругость оболочек", получившую диплом первой степени за лучшую работу в области строительной механики корабля на конкурсе, посвященном памяти академика Ю.А.Шиманского. Таким образом, гидроупругость оболочек конечного размера, обязанная своим существованием проблемам, связанным с созданием первых жидкостных ракет с подводным стартом, особенно ракеты РСМ-25, превратилась в общепризнанный раздел прикладной механики, имеющий широкое практическое значение. Необходимость прогнозирования гидродинамических характеристик ракет при старте привела к разработке новых вопросов нестационарной гидродинамики, в частности, вопросов о влиянии стенок шахты на гидродинамическую нагрузку, о нормальных нагрузках на часть ракеты, вышедшую из шахты при истечении воды из кольцевого зазора. Такая задача впервые строго решена в академии в 1962г. Решение было опубликовано в журнале "Оборонная техника" и вошло в расчетную документацию КБМ. Практическое значение имеют разработки Военно-морской академии в области физического моделирования подводного старта ракет. "Предложения по физическому моделированию подводного старта ракет", опубликованные в 1962г., появились в связи с исследованиями старта, проводившимися в Военно-механическом институте по заказу КБМ. Эта методика физического моделирования старта прошла испытание временем, вошла во многие учебники, монографии, учебные пособия. В последующие годы работы академии, направленные на создание научного обеспечения разработок новых БРПЛ, расширялись. Многие предложения внедрены в практику ракетостроения, и не только в КБМ. Так, в 1978г. на завершающем этапе испытаний первой отечественной БРПЛ на твердом топливе (главный конструктор П.А.Тюрин) ученые Военно-морской академии привлекались к выяснению причины систематически повторяющихся аварий ракет при пусках. ............ |