О неразрывности онтологии и эпистемологии
А. Кудлай
Любое заявление о существовании чего-либо упирается в эпистемологическую проблему: Как ты знаешь, о том, существование чего утверждаешь?
Если же ты откладываешь проблему знания напотом, то можно сразу начать сомневаться в предмете твоего утверждения, а также и вообще в твоей способности смыслового общения. Ведь если ты не знаешь или плохо знаешь то, о чем говоришь, то чего тебя слушать? Чтобы набираться самим незнания или плохого, ненадежного знания?
То, что мы знаем об объекте, есть всегда не сам объект, а его И Д Е Я, некая ментальная форма. Ее мы выражаем, представляем себе и передаем другим, тогда как сам объект, если он вообще существует (что еще надо доказать), продолжает оставаться тем, чем он и был до начала нашего рассмотрения его идеи и постепенной передачи ее в символах другим.
Идеи, составляющие единственный предмет знания, могут быть о чем угодно, о предметах, о чувствах, об ощущениях, о душе, о природе, о Боге… Мы знаем, что выраженные идеи могут возбуждать чувства, переживания, ощущения, как если бы мы сами имели описываемые опыты, хотя не все идет одинаково гладко. И разного рода описания вызывают разной остроты восприятия в разных слушателях.
Однако может быть это проблема техническая, а не сущностная, ведь продолжаем же мы общаться, учить детей, писать инструкции пользования вещами, описывать технические характеристики их для целей производства, ремонта и сравнительного ценообразования. Также, даже проблемы душевных соотояний описываются психологами друг для друга, публики, пациентов и их собственных студентов. Религиозные же люди передают друг другу идеи своего учения для осуществления их религиозных целей. Мистики тоже пишут книги и наставляют учеников с известной долей успеха. Все это позволяет надеяться, что проблема передачи теоретического знания для вполне практических целей в принципе является проблемой Т Е Х Н И Ч Е С К О Й, от слова технэ – ремесло, искусство, т.е . это то, что можно усовершенствовать. И действительно существуют даже педагогические институты и факультеты, где профессионально пытаются научиться и научить учить, т.е. передавать знания о вещах, состояниях и процессах, или развертывать идеи последних.
Как справедливо заметил Аристотель, мы создаем вещи обычно из
1) материалов, 2) вкладывая физическое усилие, 3) по определенной технологии, и 4) при наличии определенной конечной цели.
Последние два условия создания, или производства, вещей являются исключительно ментальными, тогда как первые два – по крайней мере ментальны- по-форме, т.к. мы передаем их ИДЕЮ. Т.е. мы имеем идею материала из которого будем делать вещь, и идею труда, который будем прилагать к тому материалу.
Сейчас мы даже знаем, что технологии позволяют нам создавать разные материалы и разные способы трудиться, которые могут быть даже почти полностью автоматизированы. Это значит, что даже самые казалось бы малоидейные части производственного процесса становятся все более насыщены технологией, а значит и идеей, т.к. первая всегда продумана. ............