Часть полного текста документа:О Н.Я. Данилевском Сергей Лабанов, Москва "Как ни рыхл, ни мягок оказался верхний, выветрившийся слой, всё же Европа понимает или, точнее сказать, интуитивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твёрдое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить и, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, превратить в свою плоть и кровь, которое имеет силу и притязания жить своей самобытной, независимой жизнью," - писал в XIX веке выдающийся русский мыслитель Н.Я. Данилевский, день рождения которого Россия отмечала 10 декабря Политическая философия Н.Я. Данилевского 10 декабря 2005 года исполнилось 163 года со дня рождения великого русского политического философа, публициста и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского, автора знаменитой книги "Россия и Европа". И сегодня, когда Россия находится в тяжёлом нравственном и экономическом положении, полезно всем нам прислушаться к голосу этого замечательного деятеля - патриота своей Родины. Ещё Ф.И. Тютчев (который в своей политической публицистике как бы наметил основные положения книги Данилевского "Россия и Европа") в письме к В.И. Ламанскому уже после первой журнальной публикации "России и Европы", в конце 1869 года выразил полную солидарность с Н.Я. Данилевским, назвав самого Николая Яковлевича "редким и освежающим явлением". А Ф.М. Достоевский уже после выхода первых же глав в журнале "Заря" написал Н.Н. Страхову из Финляндии в марте 1969 года следующее: "Да ведь это - будущая настольная книга всех русских надолго; и как много способствует тому язык и ясность её, популярность её, несмотря на строго научный приём... Она до того совпала с моими собственными выводами и убеждениями, что я даже удивляюсь на иных страницах сходству выводов". При этом, признавая то огромное значение труду Николая Яковлевича для России, Достоевский был крайне озабочен его общей тяжёлой издательской судьбой. Ему начинает казаться, что сама реакция журнала "Заря" понапрасну никак не выделяет данный труд на своих страницах и подаёт его всего лишь как обычный и рядовой материал. И уже в письме к А.Н. Майкову в мае 1869 года он пишет: "По-моему, это произведение - важное в последней степени, но боюсь что одно у них в журнале недостаточно выставлено". Как хорошо известно, Н.Я. Данилевский был по своей основной специальности натуралистом. Но, при этом он горячо интересовался и социально-политическими вопросами, памятником чего является его фундаментальная работа "Россия и Европа", а также его острые социально-политические статьи. В своем основном историософском труде мы встречаем не только глубокий анализ основной темы и целую философию истории, но также и довольно оригинальное и очень своеобразно продуманное учение о культурно-исторических типах. В ней русский мыслитель упорно и последовательно борется с очень распространённой в русских общественных кругах так называемой идеей "общечеловеческой культуры", которая для него самого является оправданием стремления Европы навязать народам, стоящим вне её, свою культуру. При этом Данилевский не критикует европейскую культуру в основах, но стремится разрушить представление о ней как о едином и единственном типе. Н.Я. Данилевский в философии и в историко-социологической науке был последователем органической теории. ............ |