Часть полного текста документа:О приоритетах индивидуальности в антропоцентрической биомеханике Ю.А. Гагин Санкт-Петербургский университет педагогического мастерства Современная спортивная биомеханика ориентируется на поиск способов оценивания Человеческого Качества спортсмена посредством анализа его двигательных действий, в которых имплицитно содержится информация о физическом, психическом и духовном потенциале субъекта действий. Человеческое Качество как интегральная характеристика индивидуальности человека [15,17 и др.] представляет собой систему свойств различных иерархических уровней: индивидных (двигательные качества, свойства нервной системы, интеллект и др.), личностных (приобретенные свойства как последствие социальных отнесении данного человека) и индивидуальностных (определяющих ценностно-смысловую зрелость конкретного человека и проявляющихся в действиях, спортивной или иной деятельности, жизнедеятельности в целом). Гуманистические традиции в антропоцентрической биомеханике берут свое начало от Н.А. Бернштейна, который первым, еще в 30-е годы, установил связь моторики человека с его психикой и, что особенно важно, с его субъектной активностью. Однако гуманистические идеи спортивной биомеханики получили свое полное и свободное развитие только в 90-е годы. Впрочем, замедленная реакция спортивной науки в освоении наследия Н.А. Бернштейна проявлялась неоднократно. Стоит упомянуть хотя бы представление Н.А. Бернштейна о механическом эффекте возбуждения мышцы, описанном еще в 1926 году [4]. Со свойственной ему математической строгостью научного мышления Н.А. Берн-штейн показал, что в общем случае биомеханический процесс в мышце состоит из: 1) фазы напряжения, с поглощением химических процессов, до начала движения, и 2) фазы сокращения (совершением механической работы, сопровождаемой расслаблением мышцы). "Мышца совершает механическую работу расслабляясь" [4, с. 153]. Непонимание или молчаливое непризнание этого, в определенной степени парадоксального для обыденного сознания феномена мышечной активности, впоследствии не позволило исследователям и спортивным педагогам уяснить роль латентного периода возбуждения в процессе отталкивания, ударных и других видах взаимодействий тела человека с внешней механической средой. Последствия такого непонимания выражены не только в распространенности ложных представлений о динамической и кинематической структурах, начале или конце отдельных фаз действий, но и в блокировании подлинных смыслов двигательных действий, которые, как показано в исследованиях Д.Д. Донского, С.В. Дмитриева, Н.И. Пономарева [12-15, IS] и наших работах [6-11], напрямую связаны с интегральными свойствами индивидуальностей спортсмена и тренера. Но обратимся к более поздним работам Н.А. Бернштейна, в которых он не изменял своей научной традиции, достойной подражания и в современной науке и практике физкультурного образования. - познание, проектирование и построение движений человека на основе строгих математических принципов, законов и уравнений aпaлитической механики, психологических и физических закономерностей, точнейшей измерительной техники и скрупулезных процедур обработки результатов. Строгий математический аппарат и изящная измерительная техника циклосъемки с частотами от 60 до 100 кадров в секунду позволили Н.А. ............ |