Часть полного текста документа:О проекте Федерального закона "О защите прав работников, нанимаемых частными агентствами занятости с целью предоставления их труда третьим лицам" Герасимова Елена Парадоксальность ситуации по использованию заемного труда в России состоит в том, что фактически "заемный" труд получил широкое распространение. Он используется как транснациональными корпорациями, так и отечественным крупным и средним бизнесом для достижения целей максимизации прибыли. Однако действующее трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо норм и положений о заемном труде. Следовательно, юридически заемный труд оказываться "вне закона". На международном уровне "заемный" труд регулируется Конвенцией МОТ N 181 от 1997 года. Конвенция предоставляет частным агентствам занятости (ЧАЗ) право найма работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороне ("предприятию-пользователю"). Настоящая Конвенция ратифицирована 14 государствами. В странах Евросоюза ЧАЗы трудоустраивают до 7 млн. человек в год. Россия не ратифицировала конвенцию. Попыткой решить вопрос на государственном уровне явилась разработка законопроекта о защите прав наемных работников, нанимаемых агентствами занятости для предоставления их услуг третьим лицам. При "заемном" труде предприятие-пользователь принимает на работу работника не напрямую (посредством заключения с работником трудового договора), а через ЧАЗ, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Между ЧАЗом и предприятием- работодателем заключается гражданско-правовой договор о предоставлении персонала в аренду, заем (staff leasing). Между ЧАЗом и работником заключается трудовой договор. Особенности правового регулирования такого труда вызваны, прежде всего, тем, что в трудовых правоотношениях участвуют, не как это обычно принято две стороны - Работник и Работодатель, а три стороны - Работник, ЧАЗ (формальный работодатель по трудовому договору) и Предприятие-пользователь (фактический работодатель, обеспечивающий работника работой, но в трудовых отношениях с ним не состоящий). Для предприятия-пользователя выгоды заемного труда состоят в следующем: минимизация налогов (неуплата НДФЛ, взносов в ПФ РФ и ФОМС); более гибкое перемещение персонала, минуя жесткие ограничения ТК РФ; отсутствие правовых гарантий у "заемных" работников, позволяющих работодателю распоряжаться "заемными" работниками гораздо легче, чем работниками, состоящими в штате; сокращение в разы фактической численности персонала, что позволяет предприятиям оставаться в рамках субъектов малого предпринимательства, и как следствие, использовать предоставляемые законодательством льготы по налогам для субъектов малых предприятий. В государственных и юридических кругах дискуссии на тему легализации "заемного" труда не прекращаются. Высказываются мнения pro и contra законопроекта. Противники легализации "заемного" труда говорят о снижении заработной платы и социальных гарантий заемным работникам. Сторонником легализации заемного труда в РФ, выступает Федерация независимых профсоюзов. По ее мнению, грамотная легализация заемного труда в РФ должна способствовать снижению уровня безработицы. При всех за и против, очевидно что, ни в одной стране законодательство не может обеспечить временным работникам такой же уровень защиты, который имеют штатные работники предприятия. ............ |