Часть полного текста документа:О реформе заработной платы Рассматривая проблемы реформирования заработной платы, необходимо иметь в виду ряд новых обстоятельств в ее характеристике как экономической категории, которых ранее не было и быть не могло. Общеизвестна многоплановость отношений, отражаемых заработной платой. В прежней экономической системе обычно выделялись две ее функции: воспроизводственная и стимулирующая. Для рыночной экономики помимо этих двух функций выделяют еще одну -регулирующую. Ведь спрос на рынке труда влияет на уровень заработной платы, а последняя - на цены на предметы потребления и услуги. Правда, в сложившейся экономической ситуации практически не выполняется ни одна из указанных функций, и в этом смысле можно говорить о потере заработной платой своей роли как экономической категории. Все три функции в период 1996-1998 гг. предстоит возродить. В этом заинтересованы основные субъекты, действующие в рыночной экономике: работники, работодатели и государство. Надо иметь в виду, что у каждой функции есть своего рода персонифицированный носитель: воспроизводственную функцию представляет работник, стимулирующую -работодатель, регулирующую - государство. Но все они еще не "дозрели" до осознания своей "причастности" к той или иной функции заработной платы. Заработная плата в прежней экономической системе была долей работника в фонде потребления национального дохода. Из него формировались фонды заработной платы, поощрительные фонды и фонды специального целевого премирования. Все условия оплаты разрабатывались под эти фонды. В рыночной экономике первичны условия оплаты, т.е. система ставок, окладов, норм трудовых затрат, форм и систем заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат, тех или иных льгот. Именно они в совокупности определяют издержки работодателя на оплату труда. Значит, фонд заработной платы, фонд поощрения или какой-либо иной фонд как элементы организации заработной платы становятся ненужными. Они должны отмереть. Между тем тяга к использованию старых, уже формальных, понятий еще остается. Они используются в новых условиях, искажая реально складывающиеся отношения. В качестве примера можно привести постоянно уточняемые инструкции Госкомстата: то о составе фонда потребления, то о составе фонда заработной платы и т.д. Заработная плата делится на включаемую в себестоимость и на выплачиваемую из прибыли. Расходы на заработную плату принимают форму то материальной помощи, то страховых платежей и т.п. Попытки увязывать отдельные элементы заработной платы с различными фондами и источниками их формирования нередко тормозят развитие нормальных взаимоотношений между работниками, работодателями и государством. При этом колдоговорное регулирование оплаты и некоторых других трудовых вопросов становится невыгодным, потому что приводит к дополнительному налогообложению работодателя. Государство нередко преследует чисто фискальные цели, произвольно относя те или иные выплаты работникам к облагаемым налогами доходам. Реформирование заработной платы в 1996-1998 гг. по каждой из названных подсистем механизма рыночного регулирования заработной платы предполагает осуществление соответствующих мероприятий. Многоуровневая договорная система Развитие многоуровневой договорной системы требует четкого разграничения круга вопросов в области оплаты труда, решаемых каждым видом соглашений из предусмотренных Законом о коллективных договорах и соглашениях и Законом о профсоюзах. ............ |