Часть полного текста документа:О русской усадьбе И. Яровой, кандидат архитектуры Архитектор А.Ткачев. Алмазово под Москвой. Казанская церковь. 1818 Русская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти появляются двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд... Образ очень поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству, но образ красоты уходящей и поэтому печальный... Он создавался литературой от А.С.Пушкина до А.П.Чехова и живописью "Мира искусства". И он принадлежит сотням дворянских усадеб, которыми Россия была украшена, как луг цветами. Но, к сожалению, для многих наших современников этим образом и ограничивается представление о русской усадьбе. А ведь мир ее удивительно богат и интересен. Давайте попробуем расширить это представление и разобраться в том, что такое усадьба, в чем ее смысл и значение и зачем нужно думать об этом сейчас. Древнерусское слово "усадьба" (сначала чаше говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землей, "сажали" их на землю. Образовались "усадьбы". Потом слово это стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в городах, сельских населенных местах и близ них. С начала XX века усадьбой нередко называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и поместий. Создание культуры классической русской усадьбы произошло в конце XVIII века. "Указ о вольности дворянства" (1762 г.), освободивший дворян от обязательной государственной службы, и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству. Строителем же явился дворянин. не только почувствовавший тягу к независимой сельской жизни, но и воспитанный к тому времени на просветительских идеалах с их требованием разумного и естественного. Он верил в возможность создания прекрасного и совершенного мира, и в соответствии со своими представлениями о нем обустраивал собственную усадьбу. Причем обустраивал, будучи свободен от архитектурных норм и правил, действовавших в городах. Разумеется, эта усадебная модель идеального мира была глубоко противоречива, потому что основывалась на крепостничестве. Но усадьбы и ценны во многом тем, что стали вообще таким редким в России воплощением мечты об идеале. Почему же, если в устройстве имений нашли свой свободный выход стремления владельцев, сотням усадеб принадлежит общий образ, который мы вспомнили вначале? Дело в том, что развитие русской усадьбы счастливо совпало с развитием классицизма в России. Классицизм своими этическими темами свободы, истории и гармонии полностью ответил умонастроениям "просвещенных" помещиков, своей универсальной художественной системой и языком оказался понятен всем и распространился от великолепных царских резиденций под Санкт-Петербургом до скромных имений мелкопоместных дворян, по словам философа начала XX века Г.П.Федотова. "разбросав греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей". Классицизм предопределил высокохудожественный облик русской усадьбы и единство ее стиля в период расцвета. ............ |