Часть полного текста документа:О СОБОЛЯХ И ЗЛАТЕ В последние годы по околоцерковным раскольничьим изданиям в многочисленных нападках на Православную Церковь Украины повторяется провокационное утверждение о том, что Московский патриархат в 1686 году незаконно за сорок соболиных шкурок и 200 золотых выкупил у Константинополя Киевскую митрополию. Эту глупость с удовольствием тиражируют наши невежественные политические деятели и полугосударственная офилареченная "Просвіта". История эта не является тайной. Как известно, центр основанной св. Владимиром Русской митрополии - Киев в качестве резиденции митрополитов киевских и всея Руси просуществовал лишь до начала 13 века. Оставив разоренную Батыем столицу, киевские митрополиты пребывали во Владимире, Суздале, Москве, куда и перенесли центр митрополии. После образования Великого литовского княжества и Московского царства православные единой митрополии оказались в двух разных государствах. Поэтому со временем она была разделена на западную/Киевскую/ и восточную/Московскую/. Обе находились под юрисдикцией Вселенского патриарха. Разумеется, положение православных в этих соседних государствах было разным. В Московском Православие стало государственной религией, правительство было в вопросах веры непоколебимо и всегда поддерживало Церковь в трудные времена испытаний и выбора / как при Ферраро- Флорентийской унии или образовании патриархата/. Напротив, польско-литовское правительство с большим или меньшим успехом, но постоянно, на протяжении столетий преследовало Православие. Тотальному разорению подвергались православные церкви и монастыри. Собственно говоря, это и подготовило присоединение Киевской митрополии к Русской православной церкви в 1686 году. Константинопольский патриарх, находясь под властью султана, не мог действенно защищать свою украинскую паству. Турецкое правительство с легкостью смещало, а иногда и казнило неугодных патриархов. Польское правительство тоже преследовало константинопольских экзархов, объявляя их турецкими шпионами, иногда они даже гибли в тюрьмах. Могучими защитниками православия были князья Острожские, но и они со временем приняли унию. Истинными православными рыцарями являлись запорожские казаки, но их влияние было ограниченно. В свою очередь массовое бегство православных мирян и священнослужителей из Украины на московские земли создало могучую "проукранскую" партию в первопрестольной. Многие из них становились епископами, а насельник киевского Межигорского монастыря Иоаким стал даже патриархом Московским. К тому же высшая иерархия Русской Православной Церкви традиционно в очень большой степени состояла из выходцев с Украины, воспитанников ее духовных школ и монастырей. Георгий Флоровский даже утверждает, что до 18 века епископские кафедры занимали, как правило, выходцы с Украины. Они, конечно, не понаслышке знали, что такое уния, и оказывали мощное давление на московское правительство. Однако решающую роль в присоединение Киевской митрополии к Русской Православной Церкви сыграли гетман Иван Самойлович, генеральный есаул Иван Мазепа, казачьи полковники. Гетман был страстным сторонником этой акции, к 1685 году он достиг договоренностей по этому поводу и с Московским патриархом, и с царями /Софьей и ее братьями, Иваном и Петром/. ............ |