Часть полного текста документа:О собственниках и менеджерах... Светлана Белова Владельцы заводов, газет, пароходов Выражение "собственник предприятия" до сих пор режет слух всем, кто окончил среднюю школу до 1991 года. Настороженное отношение к "хозяевам" свойственно не только рядовым рабочим или активистам профсоюза, но, к сожалению, и многим топ-менеджерам. Директора пресловутых "заводов, газет, пароходов", особенно находящихся в глубинке, привыкли считать именно себя полноправными хозяевами предприятий. Они искренне убеждены, что задача собственников - давать деньги "на развитие", ни в коем случае не вмешиваясь во внутренние дела. Власть Владельца воспринимается до сих пор на порядок абстрактнее, чем власть Министра или Главы администрации района. Проблема взаимоотношений собственников и менеджеров стала в России одной из основных. Непонимание между ними существенно тормозит развитие производства, острое противостояние иногда губит целый завод. Счастливчики владельцы, избежавшие конфронтации, мягко "зашедшие" на предприятие и достигшие гармонии в отношениях со старым руководством - редчайшее исключение. Нарочитая неспешность исполнения решений и упрямо-недовольные лица - самое простое, что ожидает новых хозяев. Итальянская забастовка нередко перетекает в открытую, намеренно вызываются сбои в производственном процессе, "чужим" активно демонстрируют их некомпетентность в технических тонкостях и под ее прикрытием перекашивают до неузнаваемости производственные и финансовые планы. Главная причина неприятия на предприятии новых порядков - разные ментальности собственников и менеджеров. "Молодые - старые", "москвичи - местные", "капиталисты проклятые - прогрессивные коммунисты" - причин, чтобы воспринимать одни и те же действия по-разному, более чем достаточно. За последние годы собственники на практике опробовали все возможные пути установить контроль над предприятием: - "Высадка десанта". На предприятие приезжают 10-50 человек из Москвы и занимают все ключевые посты. Имея опыт работы в крупных рыночных компаниях, зачастую транснациональных, они довольно быстро налаживают бизнес-процессы, опираясь на 2-3 знатоков технологий. Однако обходится такая команда весьма недешево и приезжает она не навсегда. Подготовка местного управленческого резерва, как правило, затягивается, и москвичи сбегают один за другим обратно "к цивилизации", после чего все проблемы начинаются сначала. Самые "прогрессивные" владельцы вербуют на российские предприятия экспатов, честно отслуживших до этого предыдущим хозяевам в Африке или Латинской Америке. - "Разделяй и властвуй". Собственник жестко требует неукоснительного исполнения своих приказов. Увольнения целых команд топ-менеджеров следуют немедленно за ослушанием или ухудшением экономических показателей (даже объективным). При этом постоянно "про запас" создается "теневой кабинет" из среднего менеджмента. Подобный "резерв" из карьерных побуждений всегда готов услужить, несмотря на поучительные примеры своих предшественников. - "Подкуп". Многим владельцам самым простым способом управления предприятием кажется установление с действующей дирекцией тесных дружеских отношений, подкрепленных, естественно, материально. ............ |