Часть полного текста документа:О стереотипах Светлана Белова "Хотели как лучше, получилось как всегда" Говорим ли мы о построении взаимоотношений с людьми, о воплощении в жизнь любых планов или об управлении изменениями в организации, очень часто приходится признать, что "получилось как всегда". Причина может быть в нашем собственном жизненном опыте В сознании каждого человека глубоко укоренился целый комплекс представлений о мире. Персональный образ окружающей действительности складывается из тысяч наблюдений, осознанных и неосознанных. Это своеобразное "стекло", через которое мы смотрим на реальность, понимается и называется по разному: стереотип, предубеждение, "парадигма" или "интеллектуальная модель". Безусловно, каждый считает, что его "стекло" - наиболее прозрачное, т.е. не искажает истинную картину мира. И это - самый главный стереотип J. Но проблема не в стеклах. Стереотипы (вне зависимости от степени соответствия действительности и тонкостей определений) определяют не только наше мировоззрение, но и поведение. Почему? - Мы действуем, исходя из того, как мы видим ситуацию. Но, посмотрев на одно и то же явление, разные люди видят его по-разному. Наши стереотипы становятся клеткой, не выпускающей за пределы привычного образа мыслей и способа действий. Несколько примеров приведено в книге М. Робсона "От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы". Предубеждения при общении с людьми: "У одного человека, когда он подстригал траву около дома, сломалась газонокосилка. Он зашел домой сообщить об этом жене. Жена предложила одолжить газонокосилку у соседа. Идея показалась человеку разумной, и он направился к двери. Но дойдя до неё, ему вдруг подумалось: "А что, если сосед откажет?" Человек открыл дверь и вышел. На полпути к дому соседа его посетила другая мысль: "В прошлом году, когда мне понадобилась лопата, чтобы вскопать сад, сосед одолжил мне её, но выглядел очень недовольным". Подходя к воротам соседнего дома, человек думал: "Возможно, сосед планирует подстригать свой собственный газон после полудня". По дорожке к дверям соседского дома его продолжают одолевать сомнения: "Если он планирует подстригать свой газон именно сегодня, то он мне откажет. В любом случае он будет волноваться, не сломаю ли я газонокосилку, и тогда он не сможет сегодня подстричь свою лужайку". У самых дверей соседского дома человек продолжает думать: "Этот парень мне никогда не нравился, он и лучшему другу не одолжит свою газонокосилку, не то что мне". Он постучал в дверь, и, когда сосед открыл её, заявил: "Провались ты вместе со своей газонокосилкой!"" М. Робсон "От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы" Стереотипы при решении проблем: "Компания, продающая плавкую проволоку, имеет давнего и постоянного покупателя, который приобретает ее в мотках по 10 метров каждый. И так продолжается годами. Для этого компании приходится каждый раз разрезать 3000 метров проволоки, намотанной на барабан, на куски по 10 метров каждый, упаковывать их и после этого отсылать потребителю. Однажды некто, работающий в компании, выходит за пределы "колеи" традиционного мышления и задает себе вопрос: "Зачем мы режем проволоку на 10-метровые куски?" На что ему дают ответ: "Потому что мы всегда так делали". ............ |