Содержание
Введение
1. Источники знания, два вида опыта
2. Идея как объект сознания. Теория первичных и вторичных качеств
3. Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции
4. Виды познания и степень их достоверности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования. XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной революции и тождества нового мировоззрения. Начиная с XVII века, бурно развивается естествознание. Большой вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц. Развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией. Крупными философами в Европе XVII века являются Ф.Бэкон, С.Гоббс, Дж. Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Возникает не только подлинное научное естествознание, но и опирающееся на науку и ее философское осмысление качественно новая картина мира. Борьба против схоластики выдвинула на первый план вопрос о методе познания, который был тесно связан с вопросами теории познания; именно этим вопросам посвящено главное произведение Джона Локка – "Опыт о человеческом знании", над которым он работал почти 20 лет и опубликовал в 1790г. Мыслителей XVII века интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм породило основные направления европейской философии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Локк является продолжателем "линии Фрэнсиса Бэкона" в европейской философии конца XVII — начала XVIII века, его с полным основанием можно назвать основоположником "британского эмпиризма". Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие "вышли из Локка". В лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.
1. Источники знания, два вида опыта
В своем главном научном труде "Опыт о человеческом разуме" Джон Локк определил свою задачу так: выяснить, откуда происходит человеческое знание, насколько оно достоверно и где его границы. Это характерно для философии Нового времени и, в особенности, для британской философской традиции – философия не про то, что есть в мире и как оно есть, но про то, как "снаряжен" человек, чтобы знать, что есть и как есть. Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.
Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это выразить отношение к имевшей широкое распространение теории "врожденных идей", ведущей свое происхождение от античного и средневекового платонизма, в XVII в. обновленной Декартом и так называемыми кембриджскими платониками. Выступая против Декарта, который обосновал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения и категорически отвергал возможность существования такого рода идей. ............