…
Семыкина Е. Н.
Очень не хотелось бы услышать как реакцию на тему разговора об эстетическом воспитании слова: «Кому это нужно в наши дни?», или «Воспитывать тургеневскую барышню, зачем?», или «Лучше выучить английский! Настоящему мужчине прекрасное понимать необязательно!»
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному и по отношению к себе и своим чувствам?
Какова наша цель?
В педагогике, как и в другом важном деле, вопрос целеполагания - основной. Для чего мы воспитываем и развиваем? Какова наша цель? Для чего нам даны ощущение гармонии и восхищение миром? Попробуем разобраться, для чего любому ребенку необходимо умение видеть и замечать красивое, возвышенное и необычное.
Самый очевидный ответ, лежащий на поверхности: это развитие творческих задатков, присущих человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, но эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, кроме того, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасное позволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихи или картины и вообще как-то относиться к творческим специальностям профессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневной жизни.
Есть два главных момента: понятно, что эстетика когда-то, со времен эпохи Возрождения, ушла от божественной цели и поставила в центр мира человека. До этого всегда существовало неразделенное внутреннее понимание связи человека с Богом, с Главным, этому было подчинено все, и так жили практически все. Начиная с эпохи Возрождения, человек выделил себя, и с этого момента наступил разлад между прекрасным, чем теперь занимается эстетика и Божественным, чем ведает религия. В наше время вездесущего постмодернизма духовное и нравственное пытаются окончательно развести с искусством, хотя подспудно все, от профессиональных деятелей культуры до самых простых людей, понимают, что на самом деле существует глубинная связь прекрасного и божественного, и быть иначе не может.
В прекрасном всегда просматривается поиск смысла жизни. В свое время, когда в 90-е годы в средней школе ввели курс МХК (мировой художественной культуры), был написан факультативный курс истории мировых религий на 72 академических часа с экскурсионной программой. Почему и для чего? Потому что всемирное культурное наследие невозможно понять, не зная историю Церкви, не зная Священного писания, потому что практически все сюжеты в живописи, литературе, музыке так или иначе связаны с Библией.
Дар от Бога
Для чего дан любому человеку эстетический дар? Сочувствуя красоте, сопереживая ей, ребенок, переходя от простого к сложному, должен научиться видеть истинно духовные плоды – увидеть красоту духовную, ею проверяя истинность вещей в создаваемом нами мире. ............