Часть полного текста документа:О возможностях создания модели реформ в системе государственного пенсионного страхования Л.В. Абламская, старший преподаватель кафедры ММЭП Задачи прогнозирования динамики изменения значений основных макропоказателей социально-экономического развития в средне- и долгосрочной перспективе лет вызывает интерес многих исследователей. Существует достаточное количество публикаций, декларирующих различные подходы к решению подобных задач. Как правило, такие исследования носят исключительно аналитический характер и имеют целью создание базы для получения некоторых количественных оценок возможных результатов проведения в жизнь экономических решений. Природа задач изучения возможностей реформирования системы государственного пенсионного обеспечения обусловливает необходимость использования прогнозов социально-экономического развития страны. В данной статье внимание концентрируется на двух основных вопросах - моделирование социально-экономической динамики в долгосрочной перспективе лет как базы для анализа и моделирование различных инструментов реформирования системы государственного пенсионного обеспечения. Здесь в общих чертах указывается доминирующий подход, применяемый при моделировании средне- и долгосрочной социально-экономической динамики, и очерчиваются границы его применения. Одновременно предлагается принципиально иной подход моделирования траекторий социально-экономического развития страны, позволяющий устраниться от проблемы прогнозирования социально-экономических показателей. Подобный подход к построению базы для моделирования открывает широкий спектр возможностей для различных исследований в социально-экономической сфере, в частности анализа стратегий реформирования системы государственного пенсионного обеспечения; намечены основные направления ведения подобного анализа. Постановка задачи моделирования Цель государственного пенсионного страхования состоит в предоставлении социальной защиты населению в случаях потери возможности материального обеспечения жизни на уровне принятых в обществе стандартов. Основной механизм реализации этой задачи базируется на так называемом "договоре поколений", реализующем перераспределение финансовых ресурсов, поступающих в пенсионный фонд от работающей части населения к бенефициариям. Экономическая и демографическая ситуации, складывающиеся в обществе на протяжении последних десятилетий, породили ряд проблем, взывающих к необходимости реформирования существующей пенсионной системы. Большинство современных моделей пенсионного реформирования пытаются определять динамику состояний пенсионного фонда с учетом развития общеэкономических факторов и параметров численности населения в долгосрочной перспективе. При этом обычно предлагается зафиксировать вариант стратегии проведения пенсионной реформы в текущий момент времени. Вычислительный процесс имитирует развитие экономики страны в указанной перспективе лет и в качестве основного результата передает состояние общего дохода и расхода пенсионного фонда, его текущий баланс и резерв по годам, а также момент, когда величина пенсионного баланса впервые принимает отрицательное значение. На основе полученных результатов моделирования исследователь имеет возможность принять решение о корректировке первоначально выбранной стратегии (в случае если результат неудовлетворителен) или же ее рекомендации для практического применения. Очевидно, что подобный подход неминуемо приводит к необходимости долгосрочного прогнозирования значений всех ведущих факторов, определяющих состояния пенсионного фонда, что представляет собой тем более сложную задачу, чем бoльшую протяженность имеет выбранный временной интервал исследования. Моделирование динамики любых макроэкономических (а также и демографических) факторов на долгосрочную перспективу представляет собой весьма непростую задачу. ............ |