Часть полного текста документа:Об экономической целесообразности... Светлана Белова Символ веры Чем бизнес принципиально отличается от других видов деятельности? Самое необходимое из условий его существования - следование канону экономической целесообразности. Инстинктивная реакция настоящего предпринимателя на любое предложение - "А что я буду с этого иметь?". Такова природа бизнеса. "Например, некто продает лотерейные билеты по 1 фунту стерлингов каждый, при этом главный выигрыш составляет 50 пенсов. Вряд ли он найдет много покупателей на свои билеты. То же самое происходит в управлении принятием решений. Предложение, которое потребует вложения 100 000 фунтов и принесет однократный доход в 50 000 фунтов, вряд ли будет принято, если только оно не сулит каких-то скрытых доходов..." М. Робсон "От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы" Вы можете руководствоваться различными мотивами, иметь далекие от меркантильности жизненные ценности, но если Вы не будете думать о прибыли - у Вас скоро не будет бизнеса. Целесообразность, по энциклопедическому определению, это соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; форма проявления причинно-следственных отношений. В грубой форме, такая взаимосвязь приводит к обвинениям бизнеса в принципиальной аморальности: "в погоне за наживой он готов переступить через человека", "для него нет ничего святого", "он наживается на войне и на бедствиях", "он готов производить недоброкачественные товары", "он навязывает ненужные товары" и т.п. Конечно, исключительная ориентация на прибыль - лишь необходимое, но не достаточное условие ведения бизнеса. Этот догмат можно рассматривать, как ограничение снизу, над которым возводится здание деловой этики. Цель не оправдывает средства Понимание, что цена и ценность определенной суммы денег не равны, - появилось давно. Одна тысяча долларов воспринимается по-разному пенсионером и миллионером и даже одним и тем же человеком в зависимости от ситуации или от момента времени. Так и абсолютная величина прибыли имеет различную полезность с точки зрения сиюминутной выгоды и перспектив развития бизнеса: - Все больший вес в стоимости компании получает ее имя и бренды. Эти нематериальные активы приобретаются долго и трудно, но их легко потерять, если рисковать репутацией. - Развивается консьюмеризм, т.е. движение в защиту интересов потребителей. - Усиливается правительственный контроль (конечно не над тем, над чем сейчас в России , а по отношению к монополиям и качеству продукции). - Изменяется отношение людей к бизнесу, они начинают требовать от него социальной ответственности. Таким образом, само выражение "деловая этика" перестает быть логическим парадоксом. Потери от ее явных нарушений начинают превышать выгоды от соблюдения этических принципов (к сожалению, это пока не относится к нам в полном объеме). Примитивные формы "погони за прибылью любой ценой" постепенно вымываются, либо радикально преобразовываясь, либо очень хорошо маскируясь. Заповеди для каждого И "экономическая целесообразность" и "деловая этика" начинаются с конкретных людей: - Долгое время демонстрируемая порядочность позволяет в конце концов вести бизнес с партнерами "на честном слове", что гораздо выгоднее, чем с массой подстраховок. - Индивидуальная ответственность за деньги, которые Вам поручили, и людей, которых Вы приручили, порождает доверие сотрудников и владельцев (совладельцев) бизнеса. - Этикетное поведение, конечно, предполагает определенную избыточность, носит эстетический характер. ............ |