Часть полного текста документа:Об идейных истоках философий дипломатии Володин В.М. Дипломатия как особый феномен социальной жизни возникла достаточно давно и к настоящему времени развилась до уровня устойчиво действующего социального института со своими специфическими формами организации, предметно-средственного обеспечения и субъектными носителями. Можно с некоторым основанием утверждать также и то, что этот феномен достаточно хорошо изучен, в связи с чем концептуальные дискуссии по этой теме, в частности, по типу споров об "открытой" и "закрытой", "народной" и "элитарной" и т.п. дипломатиях, если и не исчезли совсем, то, по меньшей мере, особой остротой не отличаются. Поэтому, если вспомнить принципиальное положение о том, что там, где имеется конкретно-содержательное знание, философствование, во всяком случае, излишне, становится понятным риск исказить цель доклада уже его заголовком: подменить конкретный предмет рассмотрения умозрительными рассуждениями о нем. Вместе с тем, содержательный поиск, касающийся исторического генезиса, места и роли дипломатии в различные периоды, и особенно понимание тех идейных оснований, которые определяет осуществление дипломатического действия, и что еще интереснее, его принципиального целевого назначения, не могут потерять своего актуального значения. Во всяком случае, в связи с выходом в разряд приоритетных задач государственного строительства в нашей российской действительности, включая и определение путей и целей современной международной политики России, соответствующий исследовательский поиск приобретает вряд ли поддающуюся сомнению практическую ценность. При такой постановке проблемы сразу явно обнаруживается, однако, что тема становится расплывающейся по широте внутренней проблематики вплоть до невозможности в пределах выступления хотя бы обозначить основные разделы ее содержания. Поэтому последующее изложение намеренно сосредотачивается вокруг только одной проблемы с надеждой, что выбор именно этой стержневой линии соответствует тому, что принадлежит объективной внутренней закономерности движения дипломатии, принципиальным образом определяя ее сущность. Итак, если верно, что дипломатия - это институт, вызванный к жизни необходимостью обеспечить функционирование международных отношений (МО), то первый вопрос, подлежащий рассмотрению, - это понимание специфической сущности международной жизни и места роли в ней дипломатии. Уже здесь возникает ряд трудностей, в частности, каким именно историческим периодом датировать возникновение самой международной жизни, как понимать те формы действий, которые по градации именуются дипломатией, но существовали до этого, каковы должны быть принципиальные концептуальные критерии, позволяющие решить эти и подобные вопросы без нарушения принципов объективности исследования и исторической конкретности и т.д. Не вступая в полемику по этим вопросам, будем исходить из тезиса о том, что международная жизнь как устойчиво воспроизводящаяся реальность социального бытия, причастная его целостности, возникает в качестве самостоятельного феномена приблизительно в XVII веке. Это, во всяком случае, верно, если в качестве основополагающего критерия взять реальность современной международной жизни. По основному закону своего становления и развития эта реальность задавалась необходимостью формирования организационных реалий самостоятельной социальной субъектности, обладающей атрибутами универсальности по критериям целостности социального бытия людей по всем его пространственно-временным и содержательным характеристикам. ............ |