Часть полного текста документа:Объединяющее начало: первое рукопожатие между верой и наукой Быстров М.В. Фатальное противостояние двух взглядов на мир - научного и религиозного - восходит к абсолютизации либо анализа, либо синтеза. Должны ли оба подхода к осознанию мироустройства всегда оппонировать или, наоборот, дополнять друг друга? Если они, так или иначе, тяготеют к разным полушариям нашего мозга, то, казалось бы, и могут вполне соединиться у нас "под шляпой", стоит лишь нам гармонизировать свое мышление... Действительно, смыслообразование как раз и начинается при движении от одной "подсистемы" коры к другой, когда между ними возникает своеобразный диалог. Так, новое и внезапное видение реальности в целом - инсайт - озаряет нас, вероятно, при переходе информации от левого, дискурсивно - дискретного полушария к целостно - образному правому, а катарсис - скорее всего, при обратном ходе... Но, оказывается, есть возможность совершить, так сказать, и осознанный "прыжок" из левой половины мозга в правую - если вспомнить о так называемых отрицательных теоремах математической логики. Это фундаментальное открытие в теории познания называют вехой, разделяющей две эпохи. Главный вывод заключается в "легализации" бесконечности, причем актуальной. Выяснилось, что только в бесконечности любая система достигает совершенства, полноты и самодостаточности, а следовательно, - и самообоснованности. Никакой алгоритм или дискурс не выводит к этим предельным, трансцендентным категориям. Так пришлось признать, что роль строгой логики в познании сильно преувеличена, если вообще не пренебрежимо мала, а механизм прорыва к новым представлениям совсем иной... Но ведь и к вере мы приходим также интуитивным путем, когда обретаем полную "уверенность в невидимом". А "невидимое Его, вечная сила Его и Божество... через рассматривание творений видимы". Иначе говоря, "внелогическое" знание поступает к нам сквозь призму эстетического восприятия. Наверное, только Гете, совмещавший в себе поэта и ученого, смог так тонко подметить роль эстетики в онтологии и познании: "Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы, без проявления которого они навсегда остались бы сокрытыми". Как бы развивая эту мысль, решающий шаг в понимании "сокровенного" устройства сделал не менее гармоничный деятель кино и доктор искусствоведения С.Эйзенштейн (1939). Он блестяще показал, что магия искусства объясняется его "органическим строем", когда во всех шедеврах и любом жанре, будь то поэзия или музыка, запечатлевается заимствованный у самой природы единый принцип организации. Этот всепроникающий принцип обеспечивает главное - целостность, благодаря чему мы и воспринимаем весь окружающий мир и произведения искусства как прекрасные. Так неосознанное и многогранное эстетическое чувство находит свою универсальную и простую интерпретацию. Для неповрежденного ума ясно, что речь идет о золотой, или "божественной" пропорции, которая на протяжении многих веков интригует человека своим всеприсутствием и... необъяснимым происхождением. Она настолько же проста по своей идее, насколько и загадочна... И сегодня её продолжают находить во всё новых природных объектах и глубинном строении нашего организма (см. ............ |