Часть полного текста документа:Объективно-личностные факторы и их влияние на труд учителя Н.С.Василевская, И.А.Можаровская Социологическое изучение педагогического труда - относительно новая область науки, в которой пересекаются интересы различных дисциплин, изучающих труд учителя, - педагогики, психологии, социологии педагогического менеджмента и др. Коллектив лаборатории "Социология педагогического труда" института педагогики и психологии при ЯГПУ, опираясь на системно-структурный метод, выделил три блока независимых переменных, воздействующих на труд учителя и имеющих социальный характер: объективно-личностных характеристик личности; социально-организационных факторов школы; субъективно-психологических черт личности. Предлагаемая статья представляет краткий анализ и систематизацию независимых переменных первого блока - объективно-личностных факторов, воздействующих на труд учителя и во многом определяющих его качество и эффективность. В него были предположительно отнесены профессиональное мастерство, способности учителя, педагогический опыт, уровень образования, квалификация, общекультурный уровень, эрудиция, профессиональная устойчивость, включенность в работу, ценностные ориентации, качество жизни, социальное происхождение, пол, национальность. Каждый из названных факторов важен, необходим и обусловлен, является структурным элементом относительно самостоятельной системы, формирующей свои устойчивые внутренние взаимосвязи и взаимодействия, выдвигая на передние рубежи то один, то другой или группу составляющих элементов. Так, к ведущим структурам системы объективно-личностных факторов следует отнести профессиональное мастерство. В педагогике профессиональное мастерство учителя понимается как "высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов" [1], или же как "высокое и постоянное совершенствуемое искусство воспитания и обучения" [2], или как "синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя" [3]. Б.Т.Лихачев пишет о педагогическом мастерстве как части педагогического искусства, под которым понимает "совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей" [4]. Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника. В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства; становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда [5]. ............ |