Часть полного текста документа:Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института Меры безопасности участников уголовного судопроизводства предусмотрены положениями ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК РФ. Действительность этих мер покажет практика. Данная работа посвящена "новейшей истории" становленнм в российском законодательстве института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязонностью государства Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную нерикосновенность является обеспечение безопасности гражданина в остроконфликтной сфере уголовного судопроизводства. С начала 90-х годов проблема противоправного воздействия н а свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобретала особую остроту Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм. Так, п. 24 ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. О милиции" установил обязанность милиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находится в опасности. Концепцией судебной реформы 1991 года предусмотрена необходимость "определить эффективные меры защиты лиц, сотрудничающих с правосудием, включая возможность смены их места жительства и смены документов". Пункт 5 СТ. 7 Заона РФ от 13 февраля 1992 г. "Об оперативно-розыскной деятельности в Россиийской Федерации" предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Пункт 6 ст. 14 названного Закона предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, членов их семой, близких от преступных и иных противоправных посягательств. 6 мая 1995 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Указам Президента РФ от 10 июля 1996 г. "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностыо в г. Москве и Московской области правительству г. Москвы и администрации Московской области было поручено в месячный срок разработать систему мер социальной защиты и материального стимулирования граждан, спобоствовавшнх раскрытию преступлений', совершенных организованными преступными группами, и создать специальные обменные жилищные фонды для обеспечения этим гражданам смены места жительства и работы. Во исполнгение данного поручения 28 августа 1996 г. правительством г. Москвы издано распоряжение "Об утверждении Положения о мерах социальной защиты и материального стимулирования граждан, способствовавших раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами". Положение устанавливает, что социальной защите и материальному вознаграждению подлежат граждане, принимавшие участие в выявлении, предупреждении преступлений, установлении лиц, их совершивших, а также скрывшихся от суда и следствия, негласно оказывающие содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью, свидетели преступления, потерпевшие от преступных посягательств, их родственники и близкие. ............ |